Бизнес-коучинг

Понятие «бизнес-коучинг» происходит от английских слов «бизнес» и «наставничество, инструктирование, обучение, тренировка». В менеджменте это система отношений, при которой специалист по развитию бизнеса и повышению мотивации поддерживает и сопровождает клиента до тех пор, пока он не достигнет поставленной цели в соответствии со своими запросами.

Бизнес как спорт

Коучинг как направление деятельности зародился в спорте. В 80-х гг. прошлого века он начал становиться частью менеджмента в Америке. Этому процессу способствовали Тим Гэллви, Томас Дж. Леонард, Джон Уитмор.

Тим Гэллви в 1974 г. издал бестселлер «Внутренняя игра в теннис», в котором выдвинул необычное предложение: использовать принципы спортивных игр в предпринимательстве. Таким образом, он заложил некую идеологическую базу коучинга.

Отцом-основателем коучинга считают Томаса Дж. Леонарда. Он работал финансовым консультантом, попутно наблюдал за своими клиентами и делал умные выводы о том, что самые успешные клиенты нуждаются в поддержке своей профессиональной деятельности. Такой вид личностной помощи он структурировал и назвал его «коучем», взяв этот термин из спорта. Так было положено начало мощной индустрии коучинга.

Англичанин Джон Уитмор пошел еще дальше и понес идеи коучинга в менеджмент и корпоративный бизнес. Корпоративное бизнес-направление в коучинге – его дитя. В 1992 г. сэр Джон Уитмор издал знаменитую книгу «Коучинг высокой эффективности», которая до сих пор является одним из настольных изданий любого из уважающих себя коучей.

Далее это направление совершенствовалось, вбирая в себя данные из таких наук, как психология, философия, менеджмент, логика, аналитика.

А тренер кто?

Настраивать клиентов на успех может не каждый. Чтобы стать специалистом в этой области, нужно много и основательно учиться. Зато потом тренер становится сертифицированным коучем со всеми вытекающими умениями и высокой стоимостью своих услуг.

Настоящий коуч обязан уметь разглядеть проблемы клиента и помочь их сформулировать. Следующая задача – понять, какие цели ставит клиент, определить пути и методы их достижения. Тренер в коучинге следует принципам современной психологии, то есть не выкладывает клиентам готовые рецепты и советы, а подталкивает их к самостоятельным решениям, тем самым помогая раскрыть внутренний потенциал.

Коучи работают с такими вопросами, как выбор подходящей профессии, корректировка целей, неудачи при собеседованиях, трудности при прохождении испытательного срока, неразрешимые разногласия с начальством или подчиненными.

Коучинг-сопровождение предполагает такого ведущего, который мыслит категориями успеха. Именно поэтому тренер обучает своего клиента переходу на осознанный уровень деятельности, то есть тот уровень, который является более высоким и результативным.

Обычно коуч задает на сессии «волшебные вопросы» и выстраивает беседу таким образом, что клиенты сами начинают понимать ошибочность своих суждений и то направление, в котором следует двигаться дальше.

Программы на любой запрос

Бизнес-коучинг разделяют на виды по области применения, хотя существуют классификации и по другим параметрам. Итак, виды тренингов по первому критерию:

  1. Карьерный коучинг, или карьерное консультирование, – технология, которая включает в себя оценку возможностей и уровня компетенции, обучение карьерному планированию, вопросы, связанные с поиском работы и сменой сферы деятельности, определение близкой и дальней перспективы.
  2. Корпоративный коучинг помогает обучить менеджеров видеть глобальные цели компании и разрабатывать план действий по способу их достижения, уметь работать со своей командой и формировать корпоративную культуру.
  3. Коучинг для руководителей обычно проводится по конкретному запросу: выгоды партнерства, ценовые стратегии, эффективность рекламы, преобразование бизнеса, управление персоналом.

По количеству клиентов бизнес-коучинг разделяют на индивидуальный (личный) и корпоративный (групповой).

Такой критерий, как формат, позволяет провести деление на очную и заочную форму. Второй формат предполагает общение по телефону или Интернету.

Еще одна классификация берет за основу значимость решаемых проблем. Здесь выделяют стратегический, тактический и оперативный коучинг. Первый, решая значимые проблемы, разрабатывает стратегии по достижению целей. Второй помогает справиться с проблемами локального характера. А третий решает текущие вопросы и задачи.

Философия победителей

Ошибочно думать, что бизнес-коучинг – это нечто, напоминающее советский институт наставничества. Основатели данного направления выработали особую коучинг-философию, которая провозглашает принципы успешности и самореализации. То есть главной идеей является не просто помощь в развитии бизнеса, а направленность на активацию внутренних ресурсов, на то, чтобы клиент увидел, какие сферы для него наиболее важны и как можно себя в них реализовать.

Тренер в этой методике похож на ловца жемчуга, который должен «нырнуть» в душу клиента и извлечь оттуда лучшие качества человека (или всей команды). После занятий с их особенной атмосферой люди способны генерировать новые идеи, поскольку получают доступ к внутреннему творческому потенциалу. Кроме того, они обретают мотивацию и ясное видение своих (не навязанных со стороны) целей.

Экономисты считают, что на данный момент бизнес-коучинг является самым прогрессивным стилем работы как с руководителями, так и с персоналом. Это вполне объяснимо, ведь данная система предлагает людям руководствоваться коуч-философией, то есть принципами победителей. А это приносит ощущение внутреннего успеха и выводит на новую ступень деятельность всей компании.

Специально для hqbusiness.ru Вероника Малова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *