Бизнес-план аптеки

Фармацевтический бизнес был и будет, безусловно, прибыльным, просто потому что покупка медикаментов является неизбежной тратой. Если человек болеет, то он вынужден тратить деньги, хотя бы для того, чтобы выздороветь и снова начать зарабатывать деньги. Есть и еще один важный момент – многие препараты назначаются пожизненно, но степень инвалидности при этом не предполагает получение лекарств бесплатно, например: эналаприл, атенолол, тромбо асс и ряд других.

Высокая доходность аптеки также определяется спецификой медикаментов – товар мелкий, следовательно, аптеке нужно меньше площади, чем, например, продуктовому магазину. А вот доходность двух этих бизнесов сопоставима.

Когда речь заходит об открытии бизнеса, часто недооценивается, что в местах с большим трафиком всегда будет очень высокая аренда помещения. И если говорить конкретно об аптеке, то здесь есть большая выгода.

Во-первых, для аптеки не требуется специального помещения (производственная канализация, трехфазное напряжение и т. д.), а аренда помещения общего пользования, конечно же, дешевле.

Во-вторых, роль якорного арендатора может играть больница (рядом с консультативным центром при больнице, но не сама больница), поликлиника, фонды страхования, а не только крупный продовольственный магазин (специфичность при невысоком трафике).

В-третьих, в аптеке можно продавать не только лекарства, но и средства гигиены.

В-четвертых, аптеку легко специализировать, например, гомеопатическая специализация, специализация по распространенным заболеваниям (эндокринологическая аптека).

Принципиальными недостатками аптеки являются следующие: многие лекарства проходят очень долго перерегистрацию и в связи с этим просто пропадают из аптечной сети, государство может в любой момент начать регулировать верхнюю границу цен, аптечная торговля разрешена через интернет. Несмотря на то, что большинство людей все-таки покупают лекарства в стационарной аптеке, интернет-аптеки сильно влияют на розничные цены.

Факт, что сотрудником аптеки должен быть фармацевт, недостатком не является, потому что человек с дипломом всегда значительно более ответственный, чем человек без него, и это тоже заложено в цену товара.

Прежде чем начать аптечный бизнес, необходимо определиться с форматом аптеки: киоск, аптечный пункт с закрытой выкладкой (традиционная витрина), аптека с открытой выкладкой товара. Естественно, последний тип будет иметь большие затраты при открытии бизнеса, но и большую доходность. Самый хороший путь увеличения прибыли – это строить сеть аптек.

Бизнес-план аптеки всегда лучше написать, чем этого не делать. И не только для получения кредита на малый бизнес, а для того чтобы правильно рассчитать затраты и предполагаемую окупаемость. Ниже приведены основные моменты бизнес-плана для аптеки с закрытой выкладкой товара.

Описание предприятия

Этот небольшой общий раздел, в котором описывается следующее: общие требования, сроки на получение лицензии (45 дней на оформление лицензии сроком на пять лет), определение формирования потока (трафика) покупателей, изюминка аптеки (например, широкий ассортимент БАДов выгоден рядом со спортивным комплексом, а ортопедические принадлежности выгодны рядом с травматологическим пунктом), специализация аптеки, дополнительная рекламная кампания.

В этом же разделе следует определить пропускную способность зала и количество фармацевтов, работающих одновременно. Чаще всего аптеки работают с 9:00 до 21:00. Круглосуточная аптека очень выгодна рядом с круглосуточным продуктовым магазином.

Ассортимент

Ассортимент следует сразу разделить на две главные части – лекарственные формы и парамедицина. В лекарственных формах надо учитывать не только инновации (новые лекарственные средства), но старые, традиционные лекарства. Сформировать трехуровневую ценовую политику в часто используемых препаратах. Два уровня цен как минимум, и пусть пользователь сам выберет производителя аналогов.

К парамедицине отнесем все остальное: БАДы, травы и травяные сборы (очень выгодная ниша); средства личной гигиены (косметика, мыло и т. д.); средства по уходу за тяжелыми и лежачими больными (недооцененная ниша); ортопедические и другие принадлежности (супинаторы, наружные фиксаторы, трости, ходунки и т. д.); медицинское домашнее оборудование (тонометры).

Дополнительные услуги

Дополнительные услуги лучше направить по принципу дисконтной карты, скидки в дневное время, скидки по объему заказа, индивидуальный заказ на лекарства, которых нет в аптечной сети (что на момент написания данной статьи очень частое явление). Рентабельность консультации врача внутри аптеки требует регионального уточнения, для Москвы это нерентабельно.

Оборудование

Аптечный бизнес с точки зрения оборудования очень выгоден, в сравнении с другими малыми типами бизнеса. Необходимость шкафов и стеллажей, кассового аппарата, программного оборудования очевидна. Но надо учесть, что ряд лекарственных форм требуют хранения в холодильнике (некоторые мази, свечи и др.). Холодильник можно покупать без морозильника.

Анализ рынка

Несмотря на то, что вы рассчитываете на привлечение естественного трафика, начните изучение спроса с интернет-аптек. Обратите внимание не только на цены лекарств и доставки, но и на частоту спроса тех или иных лекарств.

Специфика аптеки заключается в том, что лекарства требуют систематического продления лицензии, т. е. перерегистрации, и поэтому в России на целые месяцы ряд лекарственных средств выпадают из оборота. Поэтому следует найти оптовика или производителя, который предложит аналог. Важно определиться, кто из поставщиков у вас будет в резерве.

Другая часть анализа – традиционная. Нужно просто обойти все аптеки, находящиеся рядом с вашей, записать цены на лекарства ряда групп и составить сводную таблицу. Нерентабельно поддерживать всегда низкие цены на все лекарства, лучше поддерживать низкие цены на какую-то группу лекарств или отдельные препараты и компенсировать это наценкой на другие.

За анализом рынка можно обратиться к специалисту, причем анализ будет произведен конкретно для места предстоящего расположения аптеки.

Финансовая часть

Затраты инвестора:

  • Оформление лицензии и другая документация, разрешающая аптечную деятельность – 150-180 тыс. руб.
  • Аренда помещения. Площадь аренды обычно составляет 55-65 кв.м. Арендная плата помещений нежилого фонда сильно отличается и, как отмечалось выше, определяется в большей степени трафиком (количество проходящих людей через данную территорию в единицу времени, обычно в течение одного часа). Так в небольшом городе, в спальном районе, аренда составит от 500-700 руб. за кв.м., а в Москве цена аренды может составить от 3 тыс. руб. за кв.м.
  • Оборудование. Оборудование торговое – 200 тыс. руб., холодильник – 30-50 тыс. руб., программное обеспечение – 30-60 тыс. руб., дополнительное и кассовое – 70-200 тыс. руб.
  • Рекламные расходы. Арочные штендеры – 2600 руб. (2 штуки в местах большего трафика), цены на рекламные вывески сильно варьируют, но вначале это должна быть минимальная цена. В бюджет необходимо заложить оплаты услуг арендаторов.
  • Персонал. Для обеспечения одного кассового окна вам понадобится 3 человека. Фармацевтов готовят в медицинских училищах. Оклад 30-40 тыс. рублей в месяц.

Средний доход такой аптеки составляет от 14 до 30 тыс. руб. в день, в месяц – 400-920 тыс. руб.

Окупаемость аптеки составляет 1,5-2,5 года.

Комментарии
Отправить комментарий
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.