Бизнес-план организации

Прежде чем начать какой-либо бизнес, любой здравомыслящий человек обдумает все тонкости и нюансы, связанные с этим делом: экономическое содержание бизнеса, способы достижения намеченной цели, средства, необходимые для ведения своего дела. Именно поэтому планирование – это «фундамент» любой организации.

Во времена СССР планирование отличалось централизацией, то есть сверху предприятиям доводился обязательный к выполнению государственный план. Выпустив N-ное количество продукции, организация не искала рынки сбыта, товар просто отгружали по указанным сверху складам и магазинам. Шоковая терапия 90-х перевернула все с ног на голову, нет, правильнее будет сказать – расставила все на свои места. Основой построения бизнеса теперь стало самоуправление и самофинансирование, а это означает:

  1. Самый важный атрибут слов с приставкой само- – полная ответственность за все, что делается на предприятии. Ответственность за свою деятельность, ответственность перед поставщиками и покупателями, ответственность перед финансовыми организациями (банки, страховые компании) и, конечно же, государством (бюджет).
  2. Понимание, что прибыль – это основа основ, главный показатель успешности бизнеса, обеспечивающий экономическое и научное развитие предприятия.
  3. Осуществление перестройки или развития предприятия только за счет собственных средств.

Сущность бизнес-плана

Для планомерного и эффективного выполнения задач, стоящих перед любой фирмой, необходим документ, в котором будет четко изложена цель предприятия, приведены основные финансовые источники, направленные на достижение этой цели. Этим документом и является бизнес-план организации. Особенностью, отличающей его от других финансовых документов: планов социального или экономического развития – является его внешняя направленность. То есть бизнес-план можно представить еще как товар, который можно продать повыгоднее.

Срок, на который пишется этот документ, может быть совершенно разным, все зависит от направленности планирования. Рекомендуемым сроком является 3-5 лет (реже на год). Первый год расписывается помесячно, второй – поквартально, третий и последующие – на годовой период. То есть можно утверждать, что план вашего бизнеса содержит текущий и перспективный планы.

Для каких целей создается бизнес-план

Перед тем как ответить на вопрос, зачем бизнес-планирование необходимо, нужно четко определить задачи, с помощью которых организация собирается достигнуть поставленных целей. Эти задачи и являются основными целями бизнес-плана. Итак, бизнес-план разрабатывается для:

  • создания совершенно нового предприятия;
  • получения кредитных средств с целью пополнения оборотных активов предприятия (сырья, полуфабрикатов);
  • получения кредитных средств с целью реконструкции производства, освоения новых технологий и выпуска совершенно нового вида продукции (услуги);
  • дальнейшего совместного сотрудничества с какой-либо компанией;
  • внутренних целей предприятия.

Из всего вышесказанного можно заключить, что план вашего бизнеса – это средство привлечения будущих инвесторов, партнеров, средство внутреннего контроля за деятельностью организации.

Основные требования к разработке бизнес-плана

Бизнес-план – это визитная карточка любой организации. Он должен обладать следующими качественными характеристиками:

  1. Изложение цели и плана ее достижения должно быть четким, простым и главное – понятным.
  2. Информация, на основе которой проводятся расчеты, обязана быть достоверной.
  3. Важная составляющая – достижимость цели и перспективность бизнеса.
  4. Все приведенные в бизнес-плане идеи должны быть обоснованы расчетами по эффективности мероприятий.

Объем документа зависит от нескольких факторов:

  • размера организации;
  • вида деятельности организации;
  • рынков сбыта и наличия предполагаемых конкурентов;
  • цели бизнес-плана (для внутренних нужд, для инвесторов или для партнеров);
  • периода планирования.

Особых жестких требований-рекомендаций к составлению бизнес-плана не существует. Ни в одной стране нет четкой формулировки, что должно быть в этом документе. Если стоит вопрос, с чего начать, что конкретно писать в бизнес-плане – просмотрите в интернете его базовые варианты и на основе понравившегося составляйте необходимый для ваших нужд бизнес-план.

Структура бизнес-плана

Типовая структура, использующаяся как в нашей стране, так и за рубежом, следующая:

  1. Титульный лист. Включает в себя наименование организации, дату составления, время действия, предназначение.
  2. Краткая характеристика организации: реквизиты, Ф. И. О. руководителя, цели деятельности.
  3. Резюме: кратко об основных мероприятиях, указанных в этом бизнес-плане.
  4. Характеристика выпускаемого товара или услуги: цены, качество.
  5. Перечисление основных рынков сбыта: их количество, насыщенность.
  6. Главные конкуренты организации и их оценка: преимущества и недостатки, доля рынка, годовой объем продаж.
  7. Маркетинговый план. Стратегия маркетинга, система ценообразования, реклама.
  8. Производственный план. Затраты на совершенствование производства, использование мощностей предприятия.
  9. Организационный план. Схема управления, стимулирование персонала, состав подразделений, выполняемые функции подразделений.
  10. Юридический план. Учредительные документы, уставный фонд, количество обычных и привилегированных акций (при их наличии).
  11. Основные хозяйственные риски. Оценка ущерба от рисков, страхование.
  12. Финансовый план. Выручка от продажи, налоги, отчисления в фонды, бухгалтерский баланс.
  13. Приложения. Результаты проверок, мнения экспертов по осуществляемым предприятиям, сертификация, патенты.

В состав бизнес-плана совсем необязательно включать все эти пункты: некоторые из них (рынки сбыта, организационный план) можно исключить, некоторые пункты (рынки сбыта и конкуренты, производственный и организационный планы) можно совместить. Любой бизнес-план должен учитывать особенностям конкретной организации и четко освещать основные аспекты ее развития.

Специально для hqbusiness.ru Гладкая Алеся Владимировна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *