Деловое общение

Любой человек, занимающийся бизнесом, постоянно общается с клиентами, партнерами и даже конкурентами. Именно в умении общаться с людьми кроется секрет успешного руководителя, организатора, переговорщика, который всегда достигает поставленных перед собой целей. Давно известно, что для эффективного делового общения недостаточно глубокого знания предмета, о котором идет речь, и даже общей эрудиции. Очень важно знать основные принципы построения делового разговора и правила их применения.

Основные принципы делового общения

Любая деловая беседа преследует некоторый интерес, который в идеале должен поддерживаться некоторое время, а потому очень важно, чтобы люди комфортно себя чувствовали при решении деловых вопросов и проблем. Чтобы преуспеть в этом, необходимо придерживаться главных принципов сохранения такого типа отношений.

  1. Рациональное общение. Не стоит эмоциям позволять доминировать, даже если собеседник «вышел из себя», т. е. ведет себя несдержанно. Это дает возможность контролировать ход разговора и в конечном итоге позволяет получить желаемое. Просто нужно понять, что бизнес – не место для проявления чувств и эмоций.
  2. Желание понять человека. При деловых переговорах каждая сторона искренне старается донести некую информацию. Для того чтобы ее проанализировать, эту информацию нужно воспринять в полном объеме. Если один из партнеров замыкается на том, что постоянно навязывает свою точку зрения, он не получит желаемого – переговоры сорвутся.
  3. Концентрация внимания. Человеческая психика устроена так, что внимание периодически рассеивается, как бы отдыхая в короткие промежутки времени. Нужно учиться ловить такие моменты и стараться снова его активизировать, чтобы общение было эффективным. В большинстве случаев просто достаточно фразы: «Обратите внимание…».
  4. Правдивость общения. При деловом общении нельзя давать неправдивую информацию, даже в том случае, если точно известно, что партнер о чем-либо умалчивает или даже сознательно обманывает. При  возможной временной утрате преимущества, это всегда обеспечивает стратегическую победу.
  5. Правильное отделение собеседника от предмета переговоров. Никогда нельзя допускать, чтобы личные отношения вмешивались в предмет переговоров. Иногда очень неприятный человек может принести уникальную по своей значимости информацию, а его партнер просто проигнорирует ее. Нужно научиться абстрагироваться от подобных эмоций.

Правила построения разговора

Процесс делового общения проистекает из изложенных выше принципов. Их нужно научиться применять в конкретной ситуации для получения позитивного результата. А для правильного применения принципов желательно усвоить несколько основных правил проведения деловой беседы.

Одним из таких правил считается преследование двойного интереса в беседе. Практически всегда, кроме обсуждения предмета разговора, партнеры просчитывают, как будут строиться их отношения в дальнейшем. И сохранение добрых отношений – не менее важная цель, чем итог переговоров.

Обязательно нужно проявлять повышенное внимание к собеседнику. Просто нужно казаться заинтересованным слушателем, тогда человек на переговорах откроется более полно. Для этого можно использовать речевые формы типа: «Да…», «Я вас понимаю…», «Интересно…» и т. д. Кроме того, в тактичной форме можно задавать уточняющие вопросы.

Важнейшим фактором удачных переговоров является поиск точек соприкосновения интересов. Для того чтобы найти их, желательно подготовиться заранее, вычленив наиболее спорные моменты, они, как правило, известны. С них ни в коем случае нельзя начинать разговор. После того как партнер поймет свою выгоду от сотрудничества, можно переходить к разногласиям, при этом желательно выбирать выражения, где отсутствует слово «нет». Например: «Да, но для этого нужно…» и т. п.

Такое общение вам не нужно!

Есть несколько приемов, которые гарантированно завалят любые переговоры. Поэтому для благоприятного протекания любых деловых обсуждений очень нежелательно их использовать, и даже если есть желание порвать с партнером, применение подобных конструкций в будущем сделает его врагом, а не нейтральным наблюдателем, что деловому человеку допускать нельзя.

Такая невинная ошибка, как позволение втянуть себя в спор, выливается в полное фиаско. Весь секрет в том, что в этом случае каждая из сторон будет стараться победить любой ценой, а на такой платформе общее решение не вырабатывается. Поэтому нужно всячески показывать, что мнение человека принимается, каким бы оно ни было. А в случае проявления некорректности или своей неправоты, лучше сразу признать это и избежать спора.

Часто критику считают эффективным аргументом при построении делового разговора. Но использование этого приема можно сравнить с миной замедленного действия: никогда не знаешь, когда она взорвется. Даже конструктивная критика вызывает негатив, она допускается при работе с подчиненными, а на переговорах применять ее опасно. Лучший способ – заставить противоположную сторону самостоятельно признать существующие проблемы и помочь в их решении.

Неотработанная речь и использование слов-паразитов сразу снижают эффект от любых переговоров. Можно просто в качестве опыта все конструктивные предложения попробовать говорить невнятной скороговоркой, пересыпая ее фразами типа «давайте быстренько…», «я тут заскочил…» или, еще лучше, ненормативной лексикой. Можно даже не сомневаться – ни один уважающий себя человек не пойдет на контакт с подобным «переговорщиком».

Специально для hqbusiness.ru Д. Полежай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *