Гостинично-ресторанный бизнес

Гостинично-ресторанный бизнес по праву считается прибыльным вложением капитала. Сущность функционирования предприятия данной сферы заключается в предоставлении клиентам услуг по размещению и питанию на территории гостиницы за определенную плату.

В начале этой деятельности необходимо оценить возможные риски. Как правило, риск увеличивается с увеличением конкуренции. Такая ситуация наблюдается в больших городах либо городах курортной зоны. Для того чтобы выжить в этой борьбе, логичным выглядит расширение номенклатуры услуг предприятия – помимо основных, можно добавить услуги развлекательного характера (бильярд, боулинг, казино и пр.), сауну, теннисный корт, продажу туристических путевок и т. д.

Специфика деятельности

При правильной организации деятельность предприятия способна приносить немалый доход. Для этого при организации такого рода бизнеса необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К таковым относятся:

  1. Спрос и предложение. Перед созданием своего заведения следует внимательно изучить рынок, проанализировать деятельность конкурентов, оценить целесообразность своих идей. Не очень разумно открывать слишком вместительные гостиницы в местах низкого спроса (небольшие населенные пункты, загородная местность пр.). Предлагаемые услуги должны быть соразмерны интересу потенциальных потребителей.
  2. Весьма существенный стартовый капитал. На начальном этапе организация такой деятельности требует серьезных финансовых вложений, это обусловлено величиной затрат на постройку или покупку помещения, его ремонт, обстановку, закупку необходимого оборудования, аксессуаров и продуктов, подбор и обучение персонала, проведение рекламной кампании.
  3. Неравномерность спроса на услуги. Повышенной популярностью гостиницы пользуются во время проведения в регионе массовых мероприятий, таких как спортивные соревнования, концерты, масштабные городские праздники и др. Если гостиница курортного типа, то имеет место сезонность интереса посетителей. Наибольший приток клиентов в этом случае ожидается в разгар курортного сезона.
  4. Прямая зависимость от репутации. Несомненно, репутация в этом бизнесе в немалой степени формирует спрос, который перерастает в прибыль. Репутация строится на основе работы персонала и стимулируется рекламой.
  5. Влияние уровня оказания услуг на ценовую политику предприятия. В зависимости от уровня качества предоставляемых услуг предприятиям размещения и питания присваивается определенная категория, для каждой из которых существуют ценовые нормы. Адекватность цен – один из ключей к успеху гостинично-ресторанного бизнеса.

Особенности подбора персонала

Для предприятия гостинично-ресторанной сферы персонал играет, пожалуй, главную роль в механизме его удачного функционирования. Очень важно уделить как можно больше внимания подбору и обучению штата сотрудников, ведь от этого зависит имидж и репутация фирмы.

При приеме на работу новых сотрудников стоит обращать внимание на следующие аспекты:

  • опыт работы в должности, на которую он претендует;
  • профессиональные навыки;
  • внешний вид;
  • стрессоустойчивость;
  • общительность и коммуникабельность (служба приема и размещения);
  • физическая форма (служба охраны);
  • умение решать конфликтные ситуации (охрана, администрация).

Взяв на работу человека с положительным опытом и необходимыми знаниями, можно сэкономить силы и время на его обучение. Такой сотрудник с самого старта своей деятельности способен обеспечить работодателя высоким уровнем исполнения возложенных на него обязанностей.

Внешний вид как самого заведения, так и его сотрудников формирует у клиентов первое впечатление о работе предприятия. Поэтому должности, напрямую контактирующие с посетителями (консьерж, администратор, официант, бармен), рекомендуется отдавать лицам приятной наружности.

Особенности управления персоналом

В гостинично-ресторанном бизнесе можно выделить два стиля управления персоналом: авторитарный и демократический. Каждый из них способен приносить немалые дивиденды руководителю, однако достигается это совершенно разными путями.

Для авторитарного стиля (АС) характерна строгая иерархия, беспрекословное подчинение, не приветствуется инициатива, каждый сотрудник сосредоточен на своих обязанностях и обладает минимальным объемом информации, в качестве стимула для работника выступают различного рода наказания.

Достоинства (АС):

  • четкое и своевременное выполнение обязанностей персоналом,
  • отсутствие противоречий в организации управления предприятием.

Недостатки (АС):

  • недовольство сотрудников,
  • отсутствие у работников заинтересованности к труду,
  • сложность своевременной адаптации бизнеса под новые течения и тенденции,
  • увеличенная дистанция между исполнительным и руководящим персоналом.

При демократическом стиле (ДС), напротив, стимулом работы персонала выступает поощрение в виде премий, повышения заработной платы, выходных и т. д. При принятии решений руководитель берет в расчет мнения сотрудников, создается атмосфера взаимного доверия, равноправия и свободы слова.

Достоинства (ДС):

  • повышенная мотивация работников,
  • создаются условия для творческой реализации,
  • отсутствует видимое социальное расслоение среди персонала.

Стимуляция спроса

Среди механизмов повышения спроса можно выделить следующие:

  1. Реклама. Без нее никак. Мало организовать услугу, нужно еще донести информацию о ней до потенциального потребителя.
  2. Скидки и акции (постоянным клиентам, группам и пр.).
  3. Возможность бронирования мест, столиков на выгодных для клиента условиях. Безличное бронирование номеров или столиков повышает комфортность для клиентов при работе с вашей фирмой.
  4. Начисление бонусных очков посетителям. Неплохой ход – открытие бонусного счета для каждого посетителя в базе данных предприятия. Бонусные очки с этого счета он может впоследствии использовать для оплаты услуг вашей фирмы при дальнейшем сотрудничестве с нею. При этом у клиента создается ощущение владения чем-то материальным и в будущем при выборе поставщика подобных услуг у него появится стимул вновь к вам обратиться.
  5. Увеличение качества работы предприятия. Если качество обслуживания не оправдывает ожиданий посетителя, то все вышеописанные мероприятия могут не дать результат, а потраченные на них средства, время и силы превратятся в прах.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что приоритетом в гостинично-ресторанном бизнесе следует определить максимально возможный уровень оказываемых услуг, что в дальнейшем принесет репутацию и прибыль.

Специально для hqbusiness.ru Наумов Игорь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *