Как открыть туристический бизнес

Как открыть туристический бизнес

В понимании большинства людей слово «туризм» ассоциируется с некой романтикой. С одной стороны, это действительно так – новые страны, путешествия, все это довольно интересно. Однако если взглянуть с другой стороны, а именно из глубины этого бизнеса, то можно заметить, что все не так замечательно, и будни людей, работающих в туризме, наполнены офисной рутиной. Это, возможно, является косвенной причиной того, что большинство турфирм закрываются, проработав всего пару лет. Но не будем о грустном.

Туристический бизнес запросто может оказаться для вас очень доходным делом. Его прибыльность, как правило, является следствием грамотно выбранного подхода к организации и развитию предприятия. Такой подход опирается на следующие основные факторы:

  1. Целеустремленность. Вы должны четко представлять себе, чего вы хотите и как этого можно достичь. Желательно, чтобы стремления не ограничивались только лишь заработком денег. Ведь наличие сверхцели, высокой идеи выделит вас из серой массы предпринимателей-конкурентов.
  2. Терпение. Очень важный аспект в таком деле. Не нужно рассчитывать на мгновенную окупаемость и нешуточные прибыли. Как показала практика, зачастую первый год функционирования фирмы уходит на приобретение репутации и формирование клиентской базы, на которых, по сути, держится туристический бизнес.
  3. Осведомленность. Имеется в виду ориентирование бизнесмена на рынке туристических услуг, в юриспруденции и пр.
  4. Умение решать конфликтные ситуации. Поскольку данный вид предпринимательской деятельности целиком основан на работе с клиентами, т. е. людьми во всем их многообразии, то необходимо научиться сглаживать углы в спорных ситуациях без ущерба бюджету и репутации фирмы.

Анализ рынка

Прежде чем начинать какое-либо дело, стоит изучить рынок и хорошо ориентироваться в деятельности конкурентов в этом регионе. При серьезной конкуренции в вашем городе небольшому малобюджетному предприятию будет сложно выстоять в борьбе с уже существующими, завоевавшими доверие населения турфирмами.

При выборе города для своего бизнеса обязательно нужно учесть:

  • количество жителей;
  • уровень доходов населения;
  • культурные, исторические, туристические и другие ценности данного места;
  • уровень развития туристического бизнеса в регионе.

На рынке прямые представители туристической индустрии делятся на два типа предприятий: туроператоры и турагентства. Первые занимаются непосредственно разработкой туристического продукта, формированием пакета услуг, что предполагает самостоятельное налаживание контактов с гостиницами, транспортными компаниями, другими субъектами, сопутствующими туризму, как на территории родной страны, так и за рубежом. Вторые же выступают в качестве посредников между операторами и конечным потребителем.

Выбор типа деятельности

Выбор варианта стать туроператором весьма труден и требует значительных финансовых вложений на старте. Однако если вы обладаете нужной суммой, то такое вложение денег может порадовать вас нешуточной прибылью.

Основные статьи затрат:

  • содержание офиса (как правило, довольно значительных размеров);
  • заработная плата сотрудникам – поскольку деятельность оператора предполагает широкий спектр видов занятости персонала, то число ваших работников должно быть соответствующим; 
  • приобретение и обслуживание собственного подвижного состава – практика успешных турфирм наглядно доказывает, что наличие собственных транспортных средств существенно увеличивает прибыльность бизнеса;
  • выкуп мест в зарубежных гостиницах и авиарейсах;
  • рекламное продвижение деятельности.

Стать агентом гораздо проще, ведь это не требует большого штата сотрудников (многим хватает и одного), а значит, нет необходимости под офис оборудовать большую площадь (в этом случае достаточно одного рабочего места). Работа турагента заключается в реализации услуг оператора, для чего достаточно заключить соответствующий договор, простимулировать продажи рекламой и вперед – навстречу клиенту.

Откуда берутся деньги?

Первое, что нужно сделать, открывая свой бизнес, это найти источники финансирования. Здорово, если ваших сбережений будет достаточно для реализации бизнес-проекта. Это наиболее короткий путь к этапу «снятия сливок». Что же делать, когда своих денег недостаточно? Существует несколько путей решения данной проблемы.

  1. Банковский кредит. Довольно много банковских учреждений в настоящее время готовы финансово поддержать вас и ваше дело. Многие с опаской рассматривают такой вариант, и это вполне оправдано, т. к. кредит выдается под залог имущества и в случае неудачи вы рискуете потерять все, что нажито. Вдобавок к этому банк требует выплаты, как правило, немалого процента от предоставленной вам суммы, а в случае, если окупаемость бизнеса затянется на несколько лет, это чревато серьезными убытками для вашего предприятия.
  2. Частный инвестор. Неплохой выход из положения. Способ заключается в поиске заинтересованных в реализации вашего проекта людей, фирм, корпораций и т. д. Либо же, говоря просто, найти того, у кого есть деньги, и привить ему интерес самостоятельно.
  3. Партнерство. Вклад в бизнес условно можно рассматривать как материальный и нематериальный. Другими словами, кто-то обеспечен финансами, а кто-то идеями, куда и как их можно вложить. При союзе сторон в обоих вариантах выходит выгодное сотрудничество. Каждый вносит свою лепту в общее дело, и прибыль распределяется в соответствии с величиной этого участия.
  4. Заем. Если среди ваших знакомых, друзей, родственников есть вполне состоятельные люди, и к тому же между вами сложились доверительные отношения, то они могут стать хорошим источником стартового капитала для вашей фирмы.
  5. Франчайзинг. Когда нет желания или возможности начинать с нуля, можно с гораздо меньшими затратами и приобретенной репутацией «позаимствовать» уже готовый бизнес.

Открытие офиса

После решения денежного вопроса открываем офис вашей фирмы. Лучшим решением видится купить или построить, но если не позволяет бюджет, то первые годы придется пользоваться помещением на правах аренды, желательно с возможностью его последующего выкупа. Открывать офис стоит в местах большого скопления людей, в приоритете центр города. Предпринимателя ждут расходы на ремонт и обустройство. Помимо этого, нужно провести телефонную связь, факс, интернет, закупить оргтехнику и мебель. В отличие от крупных фирм, маленькое турагентство способно разместиться на площадт от 15 кв. м.

Регистрация

Это, пожалуй, важнейший этап открытия бизнеса. Получив статус юридического лица и пройдя процедуру оформления всех необходимых документов в государственных органах управления и налоговой службе, вы официально получаете право заниматься предпринимательской деятельностью.

Но сначала нужно выбрать организационную форму будущего предприятия. Возможные варианты:

  • общество с ограниченной ответственностью (ООО);
  • общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
  • акционерное общество (открытое – ОАО и закрытое – ЗАО);
  • товарищество (полное и коммандитное);
  • частное предприятие (ЧП, ЧУП, ЧТУП и т. д.).

Выбирать организационно-правовую форму стоит исходя из размаха вашей деятельности и предполагаемых темпов развития фирмы. Для небольших агентств оптимальный вариант – ООО, для компании с более широким спектром услуг можно рассмотреть варианты ЧП, для серьезной туроператорской деятельности неплохо подходит АО. Три буквы «о» перед названием крупной компании будут выглядеть как минимум не солидно, а выбор акционерной формы для агентства, реализующего лишь чужой турпродукт, может обернуться тяжелым финансовым бременем.

Если определились, то подаем заявление на регистрацию, заполняем анкету, оплачиваем госпошлины (в том числе за выдачу копии Устава), делаем фирменную печать и начинаем погоню за прибылью.

Персонал

Работники туристического предприятия – главная деталь механизма его доходности. Подходы к выбору сотрудников у всех индивидуальный, однако существует общая схема, по которой опыт и соответствующее образование считаются главными критериями при приеме на работу.

Количественный состав штата определяется руководителем предприятия, исходя из необходимости, и может варьироваться от одного до нескольких десятков человек. Помимо менеджеров, должен быть как минимум один человек, ведущий бухгалтерию. Функции бухгалтера может взять на себя и сам учредитель (представитель группы учредителей).

Реклама

Последнее, что нужно сделать на этапе открытия, это прорекламировать свои услуги. Бюджет крупных фирм позволяет пользоваться всеми рекламными изысками, среди которых самые рейтинговые телеканалы, бигборды и пр. Среди небольших предприятий особой популярностью пользуются печатные СМИ, местное телевидение, радио и т. д. Кроме перечисленного, обязательно наличие броской вывески, которая может стать основным инструментом зазывания клиентов. 

После того как сформируется солидная клиентская база, многие игроки туристического рынка отказываются от некоторых средств поиска потребителя. И это вполне оправдано, ведь хорошая реклама в наше время стоит недешево. 

Специально для hqbusiness.ru Наумов Игорь

Комментарии
Отправить комментарий
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.