Коучинг

Под термином «коучинг» понимается предоставление услуг по персональному консультированию. Коуч – человек, выступающий своеобразным тренером в вопросах достижения той или иной цели клиента, расширения его понимания отдельных процессов, изменения жизни в целом. Особой популярностью это явление пользуется в сфере бизнеса как на начальном этапе, так и с целью оптимизации работы персонала на уже существующем предприятии.

Разновидностей коучинга довольно много, т. к. фактически он может быть применен в любой сфере нашей жизни. Для удобства ознакомления сгруппируем их в три основные категории:

  1. Бизнес-коучинг. Объединяет помощь в управлении финансами, маркетинге и прочих элементах ведения бизнеса.
  2. Корпоративный. Включает коучинг руководства, персонала, менеджмента, лидерства, развития и т. д.
  3. Личностной эффективности. Под этот раздел попадают мотивация, управление временем, карьера, взаимоотношения с другими людьми, духовное и физическое развитие и многое другое.

Профессия коуч

Многим может показаться, что такая деятельность предполагает предоставление теоретических знаний, советов подопечному, однако это совсем не так. Коуч не навязывает свою модель видения ситуации и не убеждает клиента в ошибочном течении его жизненных процессов. Напротив, он проводит оптимизацию его внутренних ресурсов посредством достижения осознания и выбора наилучшей модели действий в сложившихся условиях.

Как это работает: основные принципы коучинга

  1. Отношения с клиентом строятся на принципе сотрудничества. Главным инструментом работы служит не изменение личности, а разрушение барьеров, препятствующих реализации потенциала заказчика. От клиента требуется четкое определение своих целей и желаний в данном процессе, максимальная честность при ответах на вопросы коуча, адекватный анализ слов наставника.
  2. Коучингу чуждо понятие универсальность. Потому как выбор варианта построения процесса по всем аспектам сугубо индивидуален и здесь по определению не может существовать стандартной схемы успеха.
  3. Данный процесс всегда ориентирован на конечный результат, который является главным и единственным показателем эффективности такого сотрудничества. Конечным итогом работы с коучем будет не разовое достижение поставленной цели, а скорее выработка концепции как этого добиться.
  4. Только положительные локальные результаты служат признаком завершения промежуточного этапа на пути к заветной цели. Что касается неудач, то они анализируются, дорабатываются и трансформируются в достижения.
  5. В коучинге, как и при партнерских отношениях, работают обе стороны. Основной объем работы ложится на клиента, т. к. именно он должен принимать конечные решения. При этом наставник, в наиболее широком объеме предоставляет подопечному варианты поведения в конкретной ситуации, доводя до него детальную информацию по каждому из них.
  6. Коуч открывает непознанные горизонты. Признаком высокой квалификации коуча можно считать широту его взглядов. Порой клиент не способен самостоятельно найти оптимальное решение из-за ограничивающих рамок в понимании как отдельных вещей, так и жизни в целом, навязанных обществом, воспитанием, религией и пр. В этом случае задачей наставника видится расширение этих границ.
  7. Не причиняет вреда. Это очень важный фактор. Правильный коучинг не способен навредить, потому как он не навязывает чужие идеалы, не промывает мозги, не ограничивает мышление. А опирается на осознанность, знание и самостоятельность.

Специально для hqbusiness.ru Наумов Игорь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *