Методы мотивации персонала

Из психологии и простого жизненного опыта известно, что человек, долговременно выполняющий одну и ту же работу, подсознательно устает от нее и снижает производительность. Для того чтобы избежать такого неприятного эффекта, и было придумано стимулирование сотрудников. При этом методы мотивации персонала могут быть совершенно разные и далеко не всегда экономические.

Методики разные – цель одна

В целом среди различных видов мотивации персонала вполне можно выделить несколько основных, наиболее эффективных методик, к которым и сводится все это разнообразие.

  1. Публичное признание большого вклада в работу коллектива и, как следствие, повышение статуса может выливаться в повышение оклада, но иногда это бывает просто новый отдельный кабинет, участие в интересной командировке или конференции. Но при присвоении нового статуса нужно быть очень осторожным, поскольку это может вызывать, наоборот, негативную реакцию, особенно если при этом расширяется круг функциональных обязанностей.
  2. Очень мотивирует система премирования за добросовестно выполненную работу. Но еще больше – нерегулярные и в некоторой степени неожиданные поощрения. Они могут не носить материального характера, но, выделяясь среди коллектива, человек старается лучше выполнять свою работу. Вся проблема здесь – справедливость и равномерное распределение таких поощрений.
  3. Всегда лучше поощрять человека в присутствии других работников, а предъявлять претензии, кроме случаев, предусмотренных законодательством, с глазу на глаз. Причина – демонстрация положительного отношения намного эффективнее и благожелательно воспринимается окружающими.
  4. Любое поощрение или взыскание должно быть немедленным и справедливым, в этом случае они будут иметь эффект. В свою очередь работник будет чувствовать, что любые его действия контролируются, а за достижениями последует немедленное вознаграждение. Ни в коем случае нельзя обещать награду и не давать ее или даже просто задерживать, в этом случае эффективность работы персонала резко снижается.

Наказание наказанию рознь

Никуда не денешься, и наказание тоже является мощным рычагом мотивации персонала любой компании, производства или учреждения. Для того чтобы оно дало положительный результат, нужно придерживаться нескольких простых правил.

Главное – определение цели наказания или взыскания. Как правило, это недопущение действий, которые могут принести вред бизнесу владельца компании. То есть руководитель должен твердо усвоить – наказание не может быть местью за какие-то личные взаимоотношения, оно должно возвести непреодолимый барьер, который не даст повторно совершать вредные для компании манипуляции. Максимальное наказание, которое может применить работодатель, – увольнение человека, в более тяжелых случаях нужно обращаться в правоохранительные органы.

Наказание должно в полной мере соответствовать нарушению. В уставе или другом установочном документе желательно предусмотреть все виды наказаний, которые не нарушают действующее трудовое законодательство. При этом работнику нужно подробно объяснить, за что и как он наказывается, для того чтобы он сделал правильные выводы. Материальное взыскание приемлемо в случае нанесения серьезного материального ущерба предприятию, который можно перевести в денежный эквивалент. В большинстве случаев вполне достаточно разговора с подчиненным, для того чтобы его работа наладилась.

Как наградить сотрудника?

Нужно понимать, что если цель любого наказания – избегание неудач в дальнейшем, то применение поощрения для мотивации персонала вызывает стремление к повышению результатов в работе. К наиболее распространенным типам материальной мотивации можно отнести премии за достижение поставленной цели. Они устанавливаются в каждой компании отдельно и являются той планкой, преодолев которую, человек получает фиксированное вознаграждение. Иногда устанавливаются специальные денежные вознаграждения за владение необходимыми на данный момент навыками.

Современные компании часто мотивируют своих сотрудников к ведению здорового образа жизни, например, отказ от курения или отсутствие больничных на протяжении некоторого периода поощряются дополнительной надбавкой к зарплате. И это не альтруизм, здоровые люди работают более продуктивно, а убытки от частых «перекуров» гораздо выше, чем доплаты за отказ от сигарет.

Очень важный рычаг мотивации – наличие в компании правильной социальной политики. Для этого необходимо давать социальные льготы и гарантии, прописанные в соответствующих документах. Причем льготы, контролируемые государством, такие как страхование, выплаты по временной утрате трудоспособности, утраты места работы и прочие, должны подкрепляться дополнительными выплатами из собственных фондов компании.

Специально для hqbusiness.ru Д. Полежай 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *