Методы управления конфликтами

Управлять конфликтом – значит, используя методы управления конфликтами, перевести его в рациональное русло, сделать так, чтобы, воздействуя на конфликтное поведение субъектов, добиться желаемых результатов и заключить разногласия между сторонами в рамки положительного влияния на процесс.

Общие методы управления конфликтами

  • Внутриличностные методы. Предполагают умение верно выбрать стиль собственного поведения и навык высказывать личную точку зрения так, чтобы не вызвать ответную отрицательную реакцию и исключить необходимость защищаться.
  • Структурные методы. Сюда относятся следующие методы: формирование общих организационных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей; применение различных форм стимулирования; определение круга требований к выполняемой работе.
  • Межличностные методы. В конфликтной ситуации всегда присутствуют не менее двух сторон, каждая из которых, желая сохранить свои интересы, выбирает соответствующую форму поведения так, чтобы в дальнейшем не исключать возможного взаимодействия с оппонентом. Можно выделить следующие формы поведения при развитии конфликта: приспособление, компромисс, уклонение, сотрудничество, конкуренция, или соперничество. Стиль поведения в каждой конкретной конфликтной ситуации выбирается исходя из того, в какой мере субъект желает удовлетворения собственных интересов и интересов противоположной конфликтующей стороны. При этом действия субъекта могут быть либо активными, либо пассивными, он может действовать индивидуально или совместно с кем-либо.
  • Метод соперничества или конкуренции. Такой стиль выбирает тот, кто облачен властью, имеет сильную волю и авторитет, но не стремится к сотрудничеству с другой стороной и желает удовлетворить только личные интересы. Данный тип поведения в конфликтной ситуации не стоит применять при близких личных отношениях, ведь он способен их разрушить. Нецелесообразно использовать его в конфликте, если у вас недостаточно власти и (или) ваша точка зрения не совпадает с точкой зрения руководства.
  • Метод сотрудничества. Использование данного метода предполагает необходимость учитывать интересы противоположной стороны, отстаивая собственные. Это не самый лёгкий метод, при нём требуется большая предварительная работа, и его главной целью является разработка и дальнейшее принятие решения, которое было бы приемлемо для обеих сторон. Здесь не обойтись без умения слушать противника, доходчиво объяснять свои требования, уметь сдерживать свои эмоции.
  • Метод компромисса. В основе компромисса лежит обоюдное желание сторон разрешить конфликтную ситуацию, в чём-то уступив друг другу. Это очень эффективный метод. Стороны, имея одно и то же желание, понимают, что выполнить это невозможно.
  • Метод уклонения. Проблема не очень важна для одной из сторон, которая не видит смысла расходовать личную энергию на её решение. Не нужно думать, что это способ уйти от ответственности или желание убежать от проблемы. Это, скорее, можно назвать отсрочкой, в результате которой проблема может разрешиться самостоятельно или появится дополнительная информация, способствующая выходу из конфликта.
  • Метод приспособления. Выбор такого стиля поведения при конфликте говорит о том, что действие сторон происходит совместно, но при этом одна из них не стремится к отстаиванию собственных интересов, считая, что сохранение нормальных человеческих отношений важнее. Очень эффективный стиль.

Персональные методы управления конфликтами

Руководитель любой организации имеет в своём арсенале определённые методы управления конфликтами, такие как:

  • наказание или поощрение конфликтующих сторон, используя свои властные полномочия;
  • метод убеждения сторон, между которыми существуют конфликтные отношения;
  • перенаправление мотивации участников конфликта через использование административного ресурса;
  • разъединение участников конфликтной ситуации через увольнение, перераспределение внутри организации;
  • вхождение в конфликт, взяв на себя функции арбитра, для поиска разрешения ситуации через переговоры, что очень эффективно.

Стоит заметить, что ни один из рассмотренных методов не может быть признан лучшим. Главное заключается в умении эффективного использования любого из них, учитывая конкретные обстоятельства.

Специально для hqbusiness.ru Ольга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *