Окупаемость бизнеса

Каждый, кто открыл собственный бизнес, желает знать, когда он начнёт приносить прибыль. Ведь те деньги, которые были потрачены на этапе становления, нужно вернуть. Хорошо, если это были собственные средства. А если нет? Если на «раскрутку» пришлось занимать у родственников и друзей или, того хуже, взять кредит в банке.

Так как же подсчитать окупаемость бизнеса? Через какое время полученные деньги можно будет просто тратить, не думая о необходимости выплат по различным ссудам и кредитам.

Понятия и определения

Окупаемость – это быстрота возврата денежных средств, которые были вложены в бизнес. Чем меньше срок возврата, тем окупаемость выше, а бизнес успешнее.

Период окупаемости – отрезок времени, который необходим для возврата инвестиций. Этот показатель также говорит об успешности, стабильности и перспективности бизнеса.

Начальный момент окупаемости. За него принимают начало операционной деятельности.

Момент окупаемости – начальная точка расчётного периода, после которой текущий чистый доход становится положительным и остаётся таковым и дальше.

Дисконтирование затрат – приведение затрат, которые будут когда-то в будущем к нынешнему времени, путём перерасчёта суммы с помощью дисконтирующего коэффициента. Это базовый показатель, которым определяется стоимость денег с учётом временного фактора.

Точка безубыточности бизнеса – пункт в расчётах окупаемости бизнеса для определения суммы оказанных услуг или денежного эквивалента общего объёма производства, когда сумма первоначальных инвестиций становится равной сумме полученной чистой прибыли.

Виды затрат

Затраты на открытие бизнеса – покупка или аренда помещения, регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица, приобретение материалов и оборудования, получение разрешительных документов и лицензий.

Постоянные расходы – плата за аренду, зарплата рабочих и руководства, плата за коммунальные услуги, оплата связи, налоги в различные фонды, амортизация и обслуживание производственного оборудования, страховые платежи и безопасность.

Переменные расходы – закуп материалов, оплата труда сдельщиков, затраты на логистику (доставку) и другие.

Расчёт периода окупаемости бизнеса

Первый метод расчёта предполагает, что денежные поступления от бизнеса по всем годам одинаковые. Расчёт производится по формуле:

ПО = НОИ / ССД, где:

ПО – период окупаемости проекта,

НОИ – первоначальный объём инвестиций,

ССД – средняя по году величина денежных поступлений от бизнеса.

Если денежные поступления от бизнеса по годам неодинаковы, то расчёт нужно производить поэтапно.

Сначала находится целое число временных периодов, за которые сумма поступлений от бизнеса максимально приблизится к сумме первоначально вложенных инвестиций, но не перешагнёт её. Затем берётся разница между суммой вложений и суммой полученных денежных поступлений и делится на сумму денежных поступлений следующего периода.

Эти расчёты не учитывают, что цена денег может меняться по времени и что денежные суммы продолжают поступать после того, как закончился период окупаемости.

Более точным является расчёт с учётом дисконтирования – дисконтированный период окупаемости, который даёт возможность предусмотреть некоторые риски, такие как повышение расходов, снижение расходов, появление более выгодных направлений в бизнесе.

Ставка дисконтирования определяется по оценкам экспертов, на основе процента по займам и другим показателям.

Пошаговый расчёт срока окупаемости бизнеса

  1. Вычисляем объём инвестиций, который необходимо покрыть за счёт получения чистой прибыли – Vинв.
  2. Проводим анализ и считаем размер предполагаемых переменных расходов – Vперем.расх.
  3. Считаем постоянные расходы – Vпост.расх.
  4. Просчитываем прогнозируемую величину прибыли в определённый промежуток времени – Vприб.
  5. Зная эти величины, находим срок окупаемости бизнеса – Ток
  6. Срок окупаемости равен отношению объёма инвестируемых средств к чистой прибыли: Ток. = Vинв. / (Vприб. — (Vпост. + Vперем.)

Это недисконтируемый способ расчёта срока окупаемости проекта.

К его достоинствам можно отнести то, что он довольно точно предупреждает о рискованности будущего проекта. Ведь чем больше срок требуется для возврата вложенных средств, тем больше вероятность всевозможных непредвиденных ситуаций.

Этот способ не рекомендуется брать за основу, он хорош только как дополнение к оценке предполагаемого бизнеса.

Срок окупаемости желательно рассчитывать с учётом дисконтирования, где за момент окупаемости берётся временная точка, после которой чистый дисконтированный доход становится положительным и продолжает оставаться таковым в дальнейшем.

Дисконтированный способ считается более точным при расчёте срока окупаемости бизнеса. Он учитывает такую величину, как приток средств в дополнение к начальным инвестициям за один промежуток времени и отношение суммы инвестиций к суммам притока средств с амортизацией за тот же период времени. Взяв за основу точку безубыточности бизнеса и зная мощность производства в тот же период времени, можно произвести расчёт дисконтированного срока окупаемости бизнеса.

Очень важно запомнить, что показатели окупаемости никогда не используются самостоятельно. Они только дополняют другие экономические показатели бизнеса.

Резюме

Залогом успеха любого бизнеса являются вовремя и правильно произведённые расчёты, при которых учтены все возможные риски и подводные камни. Только в этом случае бизнес будет развиваться, а срок на его окупаемость будет минимальным. Удачи.

Специально для hqbusiness.ru Ольга-Ольга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *