Оптимизация бизнес-процессов

На большинстве предприятий после их образования возникают явные и неявные проблемы с эффективностью протекания бизнес-процессов. Для устранения или предупреждения этих проблем необходима своевременная оптимизация бизнес-процессов. Эти мероприятия предполагают выполнение ряда действий по описанию (моделированию) существующих правил и приемов работы, взаимодействия между подразделениями и осуществлению их анализа с учетом стратегических задач фирмы.

Что предстоит процессу оптимизации

В основе деятельности любого предприятия лежит разработка стратегии. Она нацеливает работу персонала на следование общему курсу развития, повышает эффективность взаимодействия структурных подразделений и позволяет избежать разнонаправленных действий. Для фиксации результативности выполнения стратегии необходимы соответствующие показатели.

Отлично проявила себя ССП (сбалансированная система показателей), которую создали Р. Каплан и Д. Нортон. Ее структура основана на разделении бизнес-процессов на следующие линии:

  • финансовое направление,
  • потребительское направление,
  • направление внутренних процессов,
  • направление на обучение и рост.

Моделирование бизнес-процессов

Имея ясное представление о стратегических задачах фирмы, можно приступить к моделированию бизнес-процессов. То есть показать реальную деятельность, которую предприятие осуществляет для реализации своей стратегии. Модель обычно отображается посредством схем, графиков и таблиц. Это облегчает восприятие и анализ, а также позволяет упростить принятие решений об оптимизации.

При отображении бизнес-процессов в поле зрения должны попасть показатели, которые измеряют процессы. Например, анализируя «привлечение клиентов», учитываются показатели «затраты на клиентов» и «количество привлеченных клиентов». Кроме того, необходимо помнить, что моделирование не осуществляется раз и навсегда. Изменения на предприятии будут отражаться на бизнес-процессах.

Непосредственно оптимизация бизнес-процессов

Промоделированные бизнес-процессы сами по себе не могут указать на направления улучшений. Необходимо мысленно объединить модель со стратегическими задачами, стоящими перед предприятием. К примеру, изучая реализацию стратегии, вы заметили, что показатель издержек завышен. В этой связи нет необходимости рассматривать бизнес-процессы отдела сбыта, тут скорее проблема в отделе производства или снабжения.

Кроме того, при проведении анализа бизнес-процессов не нужно распылять силы, направляя их на изучение операций, которые оказывают незначительное влияние на эффективность работы предприятия. Например, уделять внимание тому, как работник взаимодействует с отделом кадров, пытаясь получить определенные сведения.

Использование программных средств

С широким внедрением ПК в работу различных структур и подразделений производственных предприятий, учреждений и организаций появились и программные приложения для нужд бизнеса, в том числе обеспечивающих работу с бизнес-процессами. В РФ широкую популярность получили следующие средства моделирования: AllFusion Rational Rose, Oracle Designer, Process Modeler (BPWin), ARIS и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin).

Вместе с тем выбор между тем или иным программным инструментом необходимо делать с учетом масштабов и сложности существующих бизнес-процессов. Для решения проблем моделирования на малых предприятиях каких-либо мощных вспомогательных средств не требуется. Можно обойтись простыми программами типа BP Win или даже MS Word.

Специально для hqbusiness.ru Sergionicl

Комментарии
Отправить комментарий
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.