Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса (предприятия) – определение рыночной стоимости капитала предприятия, определение стоимости всего предприятия, его части или доли акционеров в капитале. Потребность проведения оценки бизнеса возникла в результате процессов появления фондового рынка, приватизации, развития системы страхования, выдачи кредитов коммерческими банками под залог имущества.

Оценка стоимости бизнеса может превратиться в постоянно осуществляемую функцию. Она необходима при определении влияния инвестиционной деятельности предприятия на его рыночную стоимость, на стоимость его акций при предпродажной оценке, для вычисления суммы, на которую может быть застраховано работающее производство.

Терминология оценки

Оценка бизнеса в России только начинает свое развитие, и с этим связано отсутствие в используемой терминологии консенсуса. Различная трактовка терминов, как показывает практика, влечет непонимание при обсуждении процессов оценки. Для достижения взаимопонимания можно идти двумя путями: применять российские стандарты или использовать иностранный опыт, накопленный в оценке бизнеса.

Второй способ кажется предпочтительнее, так как позволит общаться с западными коллегами на одном языке и значительно сократит временные затраты. Самый большой методический интерес представляют стандарты BSV, концентрирующие американский опыт:

  • оценка – процесс или акт определения стоимости;
  • оценка бизнеса – процесс или акт подготовки заключения или вычисления стоимости всего предприятия или долю акционеров в капитале;
  • оценщик бизнеса – квалифицированный специалист, правомочный проводить такую оценку;
  • оцененная стоимость – стоимость, определенная оценщиком;
  • стоимость предприятия действующего – стоимость предприятия или доли акционеров в капитале в процессе его функционирования;
  • балансовая стоимость – разница между стоимостью активов на момент оценки и суммой обязательств по данным баланса;
  • обоснованная стоимость (рыночная) – цена по акту купли-продажи, когда стороны, заинтересованные в сделке, обладают полной информацией об условиях сделки и действуют не по принуждению;
  • гудвилл фирмы – нематериальные активы, подразумевающие престиж фирмы, деловую репутацию, взаимоотношение с клиентами, местонахождение, производимую продукцию и прочее;
  • подход к оценке – количество методов оценки, используемых в способе определения стоимости;
  • процедура оценки – способы, технические приемы и операции при выполнении методов оценки.

Цели оценки

Перед началом обсуждения методов и подходов, которые будут применяться в процессе оценки, необходимо понимать побудившие ее причины и преследуемые цели. При этом одни и те же объекты на одну дату обладают разной стоимостью, которая зависит от целей оценки, и для определения стоимости используются различные методы.

Цели оценки очень разнообразны. Например: стоимость приобретаемого для реализации проекта предприятия не может равняться стоимости при принудительном банкротстве или стоимость акций равняться реальной стоимости бизнеса, определяемой стоимостью активов. Поэтому различные цели предполагают поиск различных видов стоимости.

Стандарты стоимости

Знание причины, побудившей оценку, и цели ведет к возникновению вопроса выбора искомой стоимости. При разработке этой процедуры учитывается основной признак определения стоимости бизнеса – источники формирования дохода. Всего таких источников выделяют два:

  1. Доход, получаемый от деятельности предприятия.
  2. Доход при распродаже активов.

Собственно для этого выделены два вида стоимости. Стоимость функционирующего предприятия отражает первый источник для получения дохода и предполагает продолжение действия предприятия с целью получения прибыли. Стоимость, определяемая по активам, отражает второй источник получения дохода и предполагает дальнейшее расформирование или ликвидацию предприятия, т. е. оно оценивается поэлементно.

Подходы и методы

После выявления стандарта стоимости, который отражает цель оценки, нужно выбрать необходимые процедуры и методы. Оценка бизнеса аналогична оценке недвижимости и в зависимости от исходных данных имеет несколько подходов:

  • Рыночный подход – стоимость предприятия, его капитала определяется методом сравнения его с аналогичными бизнесами, которые уже были проданы.
  • Доходный подход – стоимость предприятия, его капитала определяется методом пересчета ожидаемых доходов.
  • На основе активов – стоимость предприятия, его капитала определяется методом исчисления стоимости активов за вычетом обязательств.

Вышеперечисленные подходы не являются взаимоисключающими процессами и зачастую дополняют друг друга. При выборе необходимых параметров проведения оценки бизнеса нужно представлять недостатки и преимущества каждого подхода и метода. А окончательный выбор должен базироваться на здравом смысле.

Специально для hqbusiness.ru  Лесняк Т.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *