Продажа бизнеса на Украине

Рынок готового бизнеса на Украине сформировался не так давно. Еще пять лет назад ни о какой четкой структуре в данной области речи не шло, объем продаж был настолько мал, что все сделки проводились кулуарно. Это было плохо как для покупателя, так и для продавца.

Прежде всего, отсутствие рыночных механизмов воздействовало на формирование цены, как правило, в сторону ее уменьшения. Таким образом, под ударом оказывались интересы продавца. Покупатель же мог потерять на том, что предпродажная подготовка предприятия отсутствовала как таковая, а значит, не было точных данных о прибыльности того или иного объекта.

Немного истории. Динамика развития рынка

Докризисный период в сфере продаж готового бизнеса на Украине характеризовался тем, что основными объектами являлись крупные предприятия. Обусловлена такая тенденция многочисленными кредитами, которые банки в то время выдавали легко и без проблем.

Прогремевший кризис в корне изменил ситуацию, многие предприниматели оказались не в силах справиться с его последствиями, и уже к 2008-2009 году на продажу массово начали выставляться небольшие фирмы. Однако первые попытки сформировать цивилизованную структуру продаж столь специфического товара не увенчались успехом.

Торги проходили стихийно, требования продавцов, как правило, были слишком завышены, в результате чего из сотен предложений успешно завершались сделками купли-продажи всего несколько. Ситуация изменилась лишь после появления на данном рынке профессиональных бизнес-брокеров. И только к 2010 году выработалась более или менее стабильная структура системы продаж, которая имела следующий вид:

  • 32 % — предприятия торговли;
  • 23 % — малые производственные предприятия;
  • 16 % — фирмы, предоставляющие услуги населению;
  • 12 % — автобизнес;
  • 9 % — предприятия развлекательной сферы;
  • 8 % — сельскохозяйственные фирмы.

Причины покупки или продажи бизнеса

Прежде всего, стоит определиться, что же это такое — готовый бизнес? Данный термин характеризует стабильно функционирующую предпринимательскую деятельность, приносящую доход и подконтрольную продавцу. Каждый отдельный случай передачи прав собственности имеет свою причину, но все их можно разделить на три условные группы:

  • кономические,
  • психологические,
  • ситуативные.

Ряд экономических причин, которые могут подтолкнуть человека к продаже собственного дела, открывает самая распространенная — снижение эффективности бизнеса. Это может случиться не только по вине нерадивого руководителя, но и в связи с общим спадом в экономике страны, административным или налоговым давлением со стороны властей. Часты также случаи, когда бизнес специально создают с учетом последующей его продажи.

Психологические причины, если они имеют место быть, у каждого свои. Чаще всего дело, которому человек отдал часть своей жизни, перестало приносить моральное удовлетворение либо стало слишком мелким в свете вновь открывшихся перспектив.

Что же касается ситуативных причин, то сподвигнуть на продажу может любой форс-мажор: ухудшение здоровья, смена места жительства, непредвиденные финансовые расходы.

Покупают же готовый бизнес, ориентируясь на следующие соображения:

  • Готовая фирма сразу начнет приносить доход, тогда как только родившееся предприятие еще должно наработать себе клиентскую базу и репутацию.
  • Приобретая фирму конкурентов, можно расширить собственное влияние на данном рынке.
  • Часто такого рода операции осуществляются с целью перепродажи.
  • Многих интересует даже не сам стабильно функционирующий бизнес, а имя и репутация продаваемой марки, а также наличие всех необходимых лицензий и прав на осуществление предпринимательской деятельности.

Украинский рынок: современные тенденции

Специалисты российской аналитической группы M&A-Intelligence утверждают, что после 2011 года наблюдается некоторый спад на данном сегменте рынка на Украине. Вызвана данная тенденция была нестабильностью политической ситуации и предстоящими на тот момент выборами в Верховную Раду. В связи с этим инвесторы заняли выжидательную позицию, которая должна измениться к концу года, когда будет сформировано новое правительство и станут понятны политические приоритеты.

По мнению Мирослава Табахарнюка (вице-президент союза промышленников Украины), связана эта ситуация с тем, что сегодня в стране невозможно провести крупную сделку в области купли-продажи готового бизнеса без политической лоббистской поддержки. Такое положение вещей, при котором финансовыми процессами управляют не экономические институты, а чиновники, сильно тормозит инвестиционные процессы. Кроме того, негативным фактором является повальная оптимизация налогов на Украине, которая совершенно непонятна зарубежным инвесторам.

Проблемой, по мнению экспертов M&A, можно считать также неадекватную оценку украинскими хозяйственниками собственных активов. Как правило, цены на готовый бизнес на Украине владельцы предприятий необоснованно завышают. Тем не менее прогнозируется значительное улучшение показателей, начиная с конца 2012 года. Этому будет способствовать, прежде всего, политическая стабильность в стране после прошедших выборов. Наиболее перспективными отраслями для инвестиций эксперты называют агросектор, ритейл и перерабатывающие предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *