Психология делового общения

Психология делового общения

В процессе решения деловых вопросов невозможно обойтись без общения. От того, как вы ведете разговор, зависит результат дела. При этом очень важно владеть информацией, которая может заинтересовать собеседника. Также следует учесть характер человека, с которым вы ведете переговоры. Он может быть «вздорным» и постоянно настаивать на своем мнении, а может быть «трусливым» и отказываться от высказываний. Наилучший собеседник «позитивный». С ним легко вести разговор и находить общие решения. Немного сложнее общаться с «важными птицами» и «всезнайками».

Если вы хотите всегда добиваться желаемого, нужно научиться подбирать подход к каждому человеку.

Поведение во время встречи

Во время деловой встречи необходимо заинтересовать собеседника. Для этого нужно подготовить несколько вопросов и тем для обсуждения. Кроме того, вы должны сами определиться, какой результат вы хотите получить от этого разговора.

Не стоит при первом знакомстве сразу «взваливать» на плечи собеседника все нюансы обсуждаемого дела. Расскажите ему вкратце суть, а дальнейшее обсуждение отложите на последующую встречу.

Не забывайте во время общения о невербальном поведении. Обратите внимание на позу собеседника, его жесты и мимику. Научившись распознавать настрой человека по невербальным признакам, вы сможете вовремя сделать нужные выводы.

Установление невербального контакта

При разговоре с человеком обратите внимание на его мимику и взгляд. Если собеседник, формулируя предложение, смотрит в сторону, значит, он еще не уверен в своих словах или же тема является для него достаточно сложной. Если же его взгляд направлен на вас, значит, он уверен в себе и в информации, которую готов вам предоставить.

Кроме того, при возникновении симпатии к собеседнику могут расширяться зрачки. Если вы заметили на себе взгляд исподлобья, а зрачки при этом сужены, значит, особой симпатии у собеседника к вам не возникло.

Огромное значение имеет поза человека во время обсуждения того или иного вопроса. Всем известно, что скрещенные на груди руки говорят о подсознательном желании закрыться и отстраниться от собеседника. Если партнер по бизнесу сидит, откинувшись на спинку стула, он не слишком заинтересован в разговоре.

При возникновении интереса, человек подсознательно старается приблизиться к собеседнику или наклониться в его сторону во время разговора. На удачный разговор положительно влияет покачивание головой, даже если оно не обозначает согласие. Например, при обсуждении вопроса с большим количеством собеседников, выступающий подсознательно обращается именно к тому, кто кивает головой в ответ на разговор.

Помимо этого, обращайте внимание на жесты собеседника. 

Правила вербального общения

После установления невербального контакта можно переходить к вербальному общению. Не пытайтесь выложить сразу всю информацию. Вовлекать в разговор следует постепенно. При этом говорить нужно уверенно и спокойно. Слишком быстрая речь может создать впечатление ненадежности. В то же время медленный разговор раздражает человека.

Не забывайте подчеркивать в разговоре, насколько вам важен собеседник. Упомяните о его достоинствах и достижениях. При этом главное – чувство меры. Старайтесь, чтобы ваша речь не содержала слишком сложных терминов. Иначе вы можете поставить собеседника в неудобное положение. Также следует отказаться от слов-паразитов. 

Во время беседы обращайтесь к человеку так, как вам его представили. Помните, что для человека очень приятно слышать свое имя. Давайте высказываться собеседнику и уважайте его мнение. Во время разговора соблюдайте тактичность, внимание и уважение.

Умейте слушать и говорить

Очень важно во время общения уметь слушать. Если вы пренебрежительно отнеситесь к собеседникам, разговор у вас с ними, скорее всего, не сложится. Если к вам обращаются с вопросом или предложением, необходимо отложить все дела (если в ходе обсуждения вы были заняты чем-то еще) и выслушать собеседника. При этом нельзя перебивать его и отвлекаться. 

Если во время обсуждения того или иного вопроса нужно обговорить несколько пунктов, правильнее будет их законспектировать. Т.е. необходимо внимательно следить за ходом мысли собеседников. Это позволит вам уловить всю информацию и сделать соответствующие выводы.

Выслушав собеседника, можете приступать к высказыванию своей точки зрения. При этом желательно употреблять местоимения «мы» и «вы» и ни в коем случае не акцентировать внимание на «я». Помните о невербальном контакте. Смотрите на партнера и показывайте свою заинтересованность. Не высказывайтесь негативно по поводу мнения другого человека.

Завершение разговора и принятие решения

Даже замечательную беседу можно «убить» неправильным завершением общения. Если во время разговора вы пришли к консенсусу, можно завершить разговор принятием общего решения. Если же выход не найден, то следует предложить собеседнику продолжить разговор в другое время.

Обратите внимание на то, как завершает разговор ваш собеседник. Если он предлагает отложить подведение итогов на другое время или обещает обдумать его позднее, не обговаривая конкретных условий и сроков, то, скорее всего, тема разговора его не заинтересовала.

В том случае, если разговор вызывает интерес у собеседника и он согласен на дальнейшее сотрудничество, необходимо предложить ему несколько вариантов завершения диалога. При этом следует обязательно поинтересоваться, как удобнее поступить собеседнику. 

Другие виды общения

Помимо личного контакта, деловое общение подразумевает использование телефонов, а также виртуальное общение. Во время звонка вы должны первым делом представиться. После этого можно в вежливой форме поинтересоваться, с кем вы разговариваете. Для продуктивности разговора следует заранее приготовить ручку и бумагу, чтобы записать важные моменты. 

Если при телефонном разговоре принятие решения отложено, не стоит перезванивать партнеру в тот же день. Этим вы создадите впечатление невнимательного работника. Разговор по телефону должен быть коротким и дружелюбным. Завершать беседу по этикету должен звонящий, и делать это следует фразой, которая способна вызвать симпатию у собеседника.

 В том случае, если инициатором звонка выступает партнер, нужно выслушать его и показать свою заинтересованность. Если вы не владеете информацией, следует тактично сказать об этом собеседнику. Например, можно использовать фразу «на данный момент мы занимаемся другим вопросом, но, если вы согласитесь обсудить эту тему немного позднее, я подготовлюсь к нашему разговору». Ни в коем случае нельзя говорить «я не знаю» и так далее, и тому подобное.

 При использовании интернет-общения также следует придерживаться определенных правил. Возьмите в привычку регулярно проверять почтовый ящик. Отвечать на полученные письма нужно незамедлительно. В конце письма нужно указать свои имя и фамилию, а также должность и наименование учреждения (если таковое имеется). 

Не стоит писать объемных текстов в самом письме, для этого лучше воспользоваться приложенными файлами. При этом вы должны получить разрешение от собеседника на отправку файла большого размера. Отвечая на письмо, можно цитировать полученное, но не стоит использовать его целиком. Отвечать следует только на письма, адресованные лично вам.

Для того чтобы бизнес был удачным, нужно приложить немало усилий. Но для начала следует запомнить четыре основных правила, которые помогут вам быть самым лучшим деловым собеседником:

  • улыбайтесь во время разговора;
  • уважайте собеседника;
  • умейте слушать;
  • обсуждайте только те темы, которые интересны собеседнику.

Специально для hqbusiness.ru Букреева Ольга

Комментарии
Отправить комментарий
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.