Семейный бизнес

Семейный бизнес

Исследования PricewaterhouseCoopers определяют семейный бизнес как предпринимательскую деятельность, где не менее 51 % акций принадлежит семье. При этом большинство руководящих должностей в компании занимают члены этой семьи. В любом случае главная идея подобного бизнеса в том, что эта сфера производства или услуг контролируется одной семьей и существует преемственность поколений.

Семейное дело может быть самым разным как по характеру деятельности, так и по размеру самого предприятия. Сегодня большинство успешных компаний в США и Западной Европе основаны именно на этом принципе. Так почему же так востребован этот вид бизнеса?

Преимущества

  1. Главный акцент на ценностях владельцев бизнеса. Собственник семейного бизнеса стремится создать устойчивую платформу для долгосрочного проекта, т. е. он «растит» компанию для себя, а не для других акционеров.
  2. Упор на долгосрочное развитие. Часто корпоративный бизнес-план рассчитывается не более чем на 5-10 лет. В то время как семейный бизнес – долгосрочный проект с расчетом на будущее поколение.
  3. Уверенность в партнерах. В семейном деле работают люди с близкими ценностями, на которых всегда можно положиться.
  4. Приверженность собственников. Начиная семейный бизнес, владельцы работают с полной отдачей, не разделяя личных интересов и интересов дела. 
  5. Возможность передавать опыт. Здесь долгие годы сохраняются традиции, опыт и тактика ведения дел.
  6. Хорошая репутация. Сотрудники стремятся повысить качество своей продукции или услуг, а также сохранить хорошие отношения с партнерами.

Трудности

Но так ли все безоблачно в мире родственных отношений? Семейный бизнес имеет ряд своих недостатков. Его слабые стороны включают в себя проблемы общекорпоративного характера и специфические трудности взаимоотношений близких людей. К проблемам второй категории относятся:

  1. Сложность долгосрочной перспективы. Здесь немаловажную роль играют эмоции и родственные отношения. Именно поэтому «на плаву» остается каждый третий семейный бизнес.
  2. Недостаток дисциплины. Эмоциональная окраска влечет за собой ошибки в принятии важных корпоративных решений, нарушение бизнес-плана. А это может привести к банкротству.
  3. Неформальные отношения и (или) недостаточный профессионализм членов семьи приводит к снижению эффективности бизнеса, возникновению внутренних конфликтов.
  4. Как видно из характеристик плохих и хороших сторон семейного предприятия, главным везде является «человеческий фактор». Здесь он проявляется в полной мере, поэтому так важны приоритеты существования любой подобной компании и четко разработанные документы. На первое место встают принципы приема на работу.

Семейный и корпоративный подход к приему на работу сотрудников

Политика семейных компаний по отношению к приему на работу может быть различна в зависимости от того, какие именно интересы они ставят во главу: родственные или корпоративные.

Непосредственно при найме на работу там, где превыше всего родственные связи, берут всех членов семьи без исключения. Если главенствует бизнес, то на работу принимают только квалифицированных членов семьи.

Если семейный бизнес поощряет свой клан, то вознаграждение за труд для всех одинаковое, независимо от ответственности и квалификации. Если же главным является дело, то объем зарплаты устанавливается по заслугам.

На руководящие должности при родственном подходе назначают по старшинству, а не по опыту и образованию. В другом случае руководящие должности зарабатываются трудом.

Для достижения стратегических задач в корпоративном бизнесе привлекаются любые бизнес-ресурсы, в то время как в семейном используются только личные возможности членов семьи. 

Если семейный бизнес считает главным семью, то его руководители отвергают всяческие программы обучения персонала, иначе же необходимость обучения персонала признается.

Конечно, многие из перечисленных факторов не бесспорны, и каждый пример своего дела очень сильно зависит от внешних влияний и особенностей самого бизнеса. Поэтому однозначно сказать, какой приоритет лучше, нельзя.

Семейный бизнес в России

В России семейный бизнес еще не получил большого развития, но на это есть ряд объективных факторов. Революция разрушила вековые традиции предпринимательства, преемственность была утеряна. Большинство бизнесменов сегодня – это представители первого поколения. Они еще не задумываются о том, как передать по наследству свое дело. На первом месте стоит проблема выживаемости в целом. С другой стороны, сама по себе численность российских семей серьезно сократилась, а понятие сплоченности утратило свою актуальность.

Но, скорее всего, не эти причины являются главными. Семейное дело – это предприятие, в которое хочется вкладывать всю свою душу. Но часто бизнесмены говорят о том, что не имеют особой привязанности к своему делу. В самом начале сфера деятельности многих из них выбиралась, исходя только из возможности получения наибольшей прибыли. Семейные и иные традиции не брались во внимание. Поэтому, по прогнозам экономистов, семейный бизнес в России начнет набирать свои обороты не ранее чем через 5-10 лет.

Специально для hqbusiness.ru Кейв Ольга 

Комментарии
Отправить комментарий
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.