Создание бизнес-плана

Воплощение в жизнь любого делового начинания требует четкого понимания структуры и последовательности всего предстоящего процесса. Невозможно создать что-либо стоящее и долговечное, действуя вслепую и полагаясь только на свои навыки и интуицию. Обоснованием каждого действия должен быть специальный план, благодаря которому реализация бизнес-проекта будет планомерной, взвешенной и минимально затратной. Для достижения таких целей необходим особый документ, который называется бизнес-планом.

Бизнес-план – это своего рода программа, содержащая последовательность необходимых для открытия дела операций, и в рамках которой произведены все требуемые расчеты потребности в ресурсах (финансовых, трудовых, сырьевых). Помимо этого, документ в сжатом, концентрированном виде содержит данные о самой фирме, предполагаемой сфере ее деятельности и выпускаемой продукции, целевых потребителях, сбытовой политике.

Большинство современных предпринимателей среднего и малого звена зачастую пренебрегают созданием такого документа и организуют дело «на глазок». Такой подход отличается высокой степенью риска, ведь фактически дело начинает развиваться наобум, предугадать его поведение в дальнейшем будет очень тяжело.

Аналогично будет складываться ситуация и при реализации инвестиционного проекта на уже действующем предприятии. Без предварительного прогнозирования ситуации вероятность получить убытки вместо прибыли возрастает в разы.

Наличие бизнес-плана позволяет решить множество задач и предоставляет предпринимателю дополнительные возможности.

Преимущества планирования

Предынвестиционное планирование, одним из результатов которого является разработка бизнес-плана, предоставляет следующие возможности:

  • Привлечение финансирования. Грамотно разработанный план развития – это основное условие для привлечения серьезных инвесторов. Хороший бизнес-план будет залогом того, что предпринимателя примут и уделят ему внимание в банке или инвестиционном фонде.
  • Определение уязвимых мест предприятия. То есть тех позиций, дисбаланс которых может привести к быстрому краху всего начинания.
  • Своевременное выявление отклонений. Прекрасный старт не означает безупречного функционирования бизнеса в дальнейшем. Вполне вероятно возникновение определенных сбоев. И наличие данных о запрограммированных финансовых показателях поможет вовремя обнаружить этот дисбаланс и ликвидировать его.
  • Оценка эффективности. Имея на руках эталон развития, коим выступает бизнес-план, можно оценивать эффективность тех или иных деловых решений.

Задачи планирования

Подготовка самого главного делового документа решает несколько задач сразу:

  • выявляются цели организации бизнеса, основные действия и методы их реализации как в ближайшей, так и в дальней перспективе;
  • определяются наиболее рациональные пути развития предприятия, потенциальная клиентура и сфера сбыта;
  • обозначается доля рынка, на которую может претендовать новое предприятие или продукт;
  • охарактеризовываются наиболее предпочтительные маркетинговые методы, структура ассортимента выпускаемой продукции;
  • прогнозируются наиболее вероятные показатели прибыли и издержек.

Как видно из изложенного, бизнес-план не просто желательный, а абсолютно необходимый документ не только для нового предприятия, но и для любого, даже самого небольшого, начинания в уже действующей организации.

Создание бизнес-плана должно быть последовательным. В таком случае вероятность того, что в него закрадутся ошибки или не будут учтены какие-либо важные детали, будет сведена к минимуму.

Этапы создания бизнес-плана

В процессе составления документа можно выделить несколько основных этапов.

Подготовительный этап

В самом начале требуется определить цели, для которых готовится план, его конкретное назначение, конечные сроки и график реализации, объем финансирования, исполнителей. Это один из самых масштабных этапов, поэтому он также подразделяется на пункты:

  1. Постановка целей. Именно четкие цели определяют дальнейшее построение бизнес-плана. Что может быть целью? Это получение финансирования из внешних источников, продвижение проекта, усиление мотивации, диагностирование идеи на предмет ее жизнеспособности.
  2. Сбор данных. Полная и достоверная информация является той базой, на которой будут основываться все дальнейшие действия разработчиков. Для реализации проекта могут потребоваться как уже существующие и сгруппированные данные, так и еще не существующие сведения, для получения которых нужны определенные исследования.
  3. Определение экспертной группы. При создании бизнес-плана нужно четко представлять, кто будет его читать и оценивать (клиенты, банкиры и частные инвесторы, государственные служащие). Так как каждый из перечисленных потенциальных читателей обладает определенной спецификой и проект должен составляться с ее учетом.
  4. Определение структуры документа. Типовой проект содержит следующие разделы:
  • Резюме со сжатым описанием содержания.
  • Краткий обзор сферы реализации бизнес-плана.
  • Характеристика самого проекта (товара, используемых технических новшеств, преимуществ).
  • Производственная часть. Содержит данные о потребностях в ресурсах (материальных, сырьевых, трудовых и иных), этапах организации производства, методике поставок сырья и т. д. Также в ней приводится перечень всех обосновывающих деятельность юридических документов.
  • Организационная часть. Рассматривается структура организации и управления предприятием, источники финансирования и т. д.
  • Финансовая часть. В ней производятся все предварительные расчеты и прогнозируется уровень основных экономических показателей деятельности (рентабельность, производительность труда, точка безубыточности, минимальной прибыли, эффективность инвестиций), указывается схема циркулирования материальных потоков и т. д.
  • Маркетинговая часть. В данном разделе исследуют потребителей и конкурентную среду, разрабатывают стратегии поведения на рынке.
  • Приложения. «Голый» бизнес-план не имеет реальной силы, поэтому к нему должны быть приложены все необходимые документы: патенты, свидетельства, расчеты, договора и т.д.

Основной этап

Написание бизнес-плана должно осуществляться подготовленными опытными специалистами с обязательным участием непосредственных владельцев и конкретных исполнителей проекта. В этом случае каждый из участников будет владеть всей полнотой информации о мотивах и предпосылках того или иного решения, принятого в рамках прединвестиционного планирования.

Впоследствии это значительно облегчит сам процесс исполнения возложенных на исполнителей задач. Да и сам владелец бизнес-проекта будет знать все нюансы своего дела.

Обсуждение бизнес-плана

Самый ответственный этап, к которому категорически нельзя относиться формально. То есть если уж проект написан, то при любом раскладе его нужно утвердить?

Отнюдь нет. Обсуждение бизнес-плана должно проходить в максимально широком формате с участием руководителя, главных специалистов и привлеченных экспертов. В процессе должны быть выявлены все недоработки и потенциально слабые стороны проекта, ведь на практике исправлять все ошибки будет намного сложнее. По результатам совещания готовится специальное заключение.

Финальный этап

На этом этапе разрабатывается конечная редакция бизнес-плана, проводится его утверждение правлением организации. После утверждения этот проект распространяется среди возможных инвесторов.

Бизнес-план на предприятии может быть оформлен в нескольких редакциях, в зависимости от его назначения. Так как полная версия проекта относится к категории коммерческой тайны, она имеет ограниченное распространение.

Поэтому для более широкого круга читателей обычно подготавливается более сжатый вариант бизнес-плана, не содержащий конкретных секретных данных. Также все основные положения делового проекта могут быть отражены в небольшой информационной брошюре.

В итоге – чем более скрупулезный и безупречно составленный бизнес-план разработает предприятие, тем выше его шансы найти достойного инвестора и реализовать прибыльное начинание.

Специально для hqbusiness.ru biryta

Добавить комментарий