Зообизнес в России

Бизнес, связанный с домашними животными, начал активно формироваться в России лишь в постперестроечные годы. Сейчас спрос на услуги и товары зоологического назначения постоянно растёт. Россияне обзаводятся домашними животными, чтобы нейтрализовать многочисленные стрессы и психотравмирующие ситуации, неизбежно возникающие в современных мегаполисах. Горожанам необходимо вернуть утерянную связь с природой, восполнить нехватку эмоционального тепла, скрасить одиночество.

Эти проблемы помогают решить животные-компаньоны (их называют непродуктивными животными – в противовес сельскохозяйственным). Кроме привычных котов и собак, к ним относятся лошади, аквариумные рыбки, певчие и декоративные птицы, грызуны, а также некоторые виды насекомых и пресмыкающихся.

Численность домашних животных растёт во всём мире, и Россия не исключение. Владельцам всего этого зоологического разнообразия требуется самый широкий спектр продуктов и услуг для обеспечения питомцев всем необходимым – зверюшек нужно кормить, лечить, дрессировать, правильно содержать. Неуклонно возрастающий спрос создаёт благоприятный климат для развития зообизнеса в России.

Структура российского зоорынка

Зоологическая отрасль российского бизнеса имеет довольно разветвлённую структуру и функционирует по нескольким направлениям.

Производство и торговля:

  • Кормовые товары:
  1. корма готовые сухие и влажные;
  2. кормовые добавки, лакомства, витамины.
  • Зоотехнические товары (для ухода и содержания):
  1. гигиенические средства;
  2. аксессуары;
  3. поводки, ошейники, одежда, игрушки и т. д.;
  4. ветеринарные препараты.

Услуги:

  1. Ветеринарное обслуживание.
  2. Груминг.
  3. Дрессировка.
  4. Передержка.

Разведение и продажа животных:

  1. Питомники и породные клубы.
  2. Аквариумы, конюшни и т. д.

Поговорим о состоянии дел в каждом из сегментов отрасли более подробно.

Зоотовары: производство и торговля

Самым крупным сектором зообизнеса является производство и продажа готовых кормов. Например, за четыре года (2004–2008) доля потребляемых кормов возросла с 30 % до 55 % (для собак) и 79 % (для кошек). На российском рынке доминируют такие транснациональные компании, как «Марс», «Нестле», «Ройял Канин», «Оскар». Наряду с этими монстрами постепенно набирают вес и отечественные производители звериного питания, например компания «Зоогурман» и другие.

Владельцы животных охотно приобретают российскую продукцию. Надо отметить, что индустрия кормов для домашних животных хорошо встраивается в аграрный сектор экономики, так как для их производства используются отходы мясной промышленности.

На втором месте по популярности у населения (после продовольственного) располагается сегмент гигиенических товаров для животных – шампуней, гелей, лосьонов и прочих ухаживающих средств, а также ветеринарных препаратов. Здесь отечественное производство уверенно преобладает над импортным, его доля на рынке составляет около 70 %.

Сфера зоологических услуг

Особенно динамично в сфере зообизнеса развивается рынок услуг. Сеть ветеринарных клиник постоянно разрастается, внедряются новые формы оказания ветеринарной помощи. Помимо стационарного обслуживания, ветеринарные центры всё чаще практикуют работу на выезде, причем сейчас на дому не только делают рутинную ежегодную прививку, но даже проводят хирургические операции. Владельцам животных это удобно, а предпринимателям – выгодно.

Помимо лечения, домашние животные нуждаются в регулярном уходе за шерстью и кожей, их нужно обучать и дрессировать (особенно собак крупных агрессивных пород), нужно временно размещать на период отсутствия хозяев – одним словом, перечень необходимых услуг может оказаться очень длинным. Поэтому владельцы салонов красоты для собак, зоогостиниц и школ могут рассчитывать на вполне реальную прибыль.

Разведение и продажа животных

Отдельным пунктом в структуре зообизнеса в России нужно поставить разведение и продажу животных. Здесь основная роль отведена всевозможным питомникам, породным клубам собак и кошек, конюшням, аквариумам и т. д. Для того чтобы оставаться в прибыли, владельцам этих заведений нужно постоянно отслеживать конъюнктуру рынка, совершенствовать селекционную деятельность и контролировать качество получаемого потомства.

Серьёзную проблему представляет собой нелегальный рынок животных – это, во-первых, реальная угроза распространения опасных (в том числе и для людей) заболеваний, а во-вторых – увеличение числа бездомных собак и кошек (а иногда и более экзотических созданий).

Проблемы и перспективы отечественного зообизнеса

Основная проблема предпринимателей, работающих в зоологическом секторе отечественного делового мира, – это крайне слабая правовая база. До настоящего момента существовал всего один закон, худо-бедно регулирующий работу отрасли, – это закон «О ветеринарии», 1993 года выпуска. Он, естественно, безнадёжно устарел.

Новый закон пока в разработке. Но если он вступит в силу, то для его эффективной работы потребуется дополнительно принять ещё множество нормативных документов. Нуждается в улучшении и статистическая база: до сих пор не существует целостной системы статистического анализа состояния дел в отрасли.

На сегодняшний день в России этими вопросами ведает одна-единственная организация – «Союз предприятий зообизнеса». Именно СПЗ занимается разработкой законов, организует форумы и семинары по проблемам отрасли. Он же защищает права предпринимателей, подавляющее большинство из которых – представители малого бизнеса.

Несмотря на определённые трудности и препятствия, зообизнес в России продолжает расти и развиваться. Люди никогда не перестанут заботиться о своих домашних питомцах, которые щедро и бескорыстно дарят им любовь, искренность и верность.

Специально для hqbusiness.ru Наталия Лисицына

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *