Бизнес-план гостиницы
Любая гостиница представляет сложный имущественный комплекс, где предоставляются все услуги, необходимые для размещения и проживания посетителей. Бизнес-план гостиницы поможет наиболее полно отразить все этапы по созданию и работе предприятия подобного типа. Он включает в себя не только финансовый анализ и маркетинговый подход, но и фирменный стиль, статус нового отеля, структуру и многое другое.
Маркетинговая часть позволит четко определить категорию посетителей, что соответственно отразится на фирменном стиле. Четкое понимание самого фирменного стиля и следование ему во всем поможет новому предприятию сразу войти в число лидеров. Финансовый анализ предотвратит необоснованные риски и более грамотно обрисует структуру всего предприятия.
Функциональные схемы организации и построения гостиничного бизнеса
Продуманный бизнес-план гостиницы всегда ориентирован на взаимодействие всех служб. Для работы отеля любой категории необходим следующий перечень организационных составляющих, включающих в себя обслуживающий персонал и необходимые помещения:
- администрация,
- дежурный администратор,
- портье,
- телефонная станция,
- вестибюль,
- зал для завтраков,
- буфет,
- раздаточная,
- склады,
- подсобные помещения,
- помещения персонала,
- номера.
Для комфортабельного заведения в бизнес-план гостиницы к этому перечню добавляются: бар-кафе, ресторан, зал для конференций и банкетов, клубное помещение, кухня, гардероб, хранение багажа. Также необходимо предусмотреть административный комплекс из директорской, бухгалтерии и кассы.
Схематично процесс организации гостиницы можно разбить на несколько пунктов:
- Концепция с выбором звездности.
- Бизнес-план гостиницы.
- Выбор помещения.
- Строительство и реконструкция.
- Работы по оснащению и меблировки помещений.
- Подбор и обучение персонала.
- Запуск предприятия.
Особенно хочется остановиться на некоторых из вышеперечисленных пунктов.
Звездные категории
Получение звездной категории в России регламентируется приказом Минспорттуризма России от 25 января 2011 № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».
Сегодня получение звездной категории является обязательным для всех подобных организаций. Лучше сразу продумать бизнес-план гостиницы с упором на уровень звездности, чтобы не оказаться между или вне классификации. Собственники, не получившие необходимые документы по присвоению статуса, будут вынуждены заплатить административный штраф. Для того чтобы определить уровень заведения, введена звездная система (1-5 звезд).
- Одна звезда – гостиница с однотипными номерами и минимумом предоставляемых услуг.
- Две звезды – гостиница эконом-класса, где обязательной является ежедневная уборка.
- Три звезды – гостиница среднего класса. В набор услуг входят: уборка, телевизор, санузел, холодильник в каждом номере. Разные типы номеров, развлечения на территории гостиницы, своя электрическая подстанция.
- Четыре звезды – помимо всех вышеописанных услуг, присутствуют специальные: бары, рестораны, массаж, бассейны и т. д.
- Пять звезд – класс «люкс». Самые престижные гостиницы с большим количеством предоставляемых услуг и развлечений.
Особенности бизнес-плана гостиницы
Чтобы точно рассчитать период окупаемости проекта, нужны правильные вводные данные, которые могут предоставить только профессионалы, имеющие большой опыт в строительстве и управлении гостиниц. Если заложенные в расчеты цифры окажутся недостоверными, то и окупаемость будет рассчитана неверно. Без опытных работников уже на стадии разработки проекта обойтись нельзя. Лучше заказать несколько независимых оценок. Здесь во всем должен быть соблюден принцип: «Доверяй, но проверяй».
Самый главный доходный компонент гостиниц – это номера. Для расчета дохода нужно располагать данными по загрузке и стоимости номеров. В себестоимость услуги по размещению входят данные о штатной структуре, о фонде зарплаты, о материальных затратах на содержание. Обязательно должны учитываться все производственные, административные и офисные издержки, а также кредитные обязательства.
Инвестору нужно знать, что не каждый высококлассный специалист создаст и успешно реализует концепцию гостиницы, потому что важны не только расчеты, но и креативный вклад в проект.
Выбор помещения
Это может быть покупка как существующей уже гостиницы, так и строительство нового здания. Каким бы ни был выбор, есть ряд особенностей, на которые необходимо обратить внимание. Существует понятие горизонтальных и вертикальных связей.
Например, нарушение вертикальных связей приводит к тому, что в отеле могут отсутствовать лифты для персонала и багажа. А перевоз грязного белья или багажа посетителей в гостевых лифтах является прямым нарушением стандартов гостиничного бизнеса.
Горизонтальные связи обеспечивают слаженность функционирования всех служб отеля. Работа бара должна быть связана с кухней и рестораном, а прачечная располагаться не на глазах посетителей.
Без помощи специалистов, имеющих опыт ведения гостиничного бизнеса, проводить строительство или реконструкцию здания нецелесообразно. Часто проектировщики предлагают сэкономить и бизнес-план гостиницы не предусматривает необходимого количества служебных помещений. Такая экономия может обернуться большими потерями в будущем.
Качество обслуживания
Каждый турист хочет чувствовать себя удобно и комфортно в любой гостинице. Чем больше гостиница, тем сложнее обеспечить хороший уровень сервиса. Предварительное бронирование, уборка, питание, охрана – все это не просто поддерживать в ежедневном режиме. Для успешного функционирования гостиницы важно иметь штат сотрудников, хорошо знающих свое дело.
В условиях большой конкуренции часто случается, что отель теряет свой текущий статус и переходит на уровень ниже. Нет должного качества обслуживания, и даже самый выигрышный бизнес-план гостиницы не принесет результата. Тренинги и обучения персонала должны постоянно происходить как на этапе открытия гостиницы, так и после этого.
Факторы, оказывающие решающее значение на прибыльность гостиницы
Сезонность. Экономическая ситуация зависит от местоположения гостиницы. Так, пляжные отели часто пустуют в зимний период, а в гостиницах горнолыжных курортов большое число свободных номеров летом. Доходы пиковых месяцев не могут равняться доходу в межсезонье, что должен учитывать бизнес-план гостиницы. Далеко не все гостиничные комплексы продолжают работать в это время. Часто номера консервируются, персонал распускается до следующего сезона.
Избыточное бронирование. Нередки случаи, когда оказывается, что номеров продано больше, чем имеется в наличии. Неаккуратная работа персонала, сбой в автоматической системе бронирования могут привести к неприятной ситуации. Хотя все гостиницы рекомендуют накануне заезда созвониться, чтобы подтвердить бронирование, только согласованная работа может быть гарантией отлаженности этого процесса.
Криминал. Преступники часто используют гостиницы в качестве места для временного укрытия или незаконных махинаций. Сбыт наркотиков, проституция – к сожалению, нередкое явление в гостиницах России. Для того чтобы оградиться от этих негативных процессов, надо не только продумать до мелочей работу охраны. Иногда выбор территории для застройки в криминальном районе, даже когда бизнес-план гостиницы просчитан до мелочей, ни к чему хорошему не приведет.
Специально для hqbusiness.ru Mganga