Бизнес-план кафе
Одним из самых прибыльных типов малого бизнеса является открытие кафе. Кафе, как и другие предприятия общественного питания, относится к сфере вынужденной траты денег. Есть кризис или нет, но человек должен есть. Другое дело, насколько элитным и креативным создавать свое заведение – это уже зависит скорее от того, где оно будет располагаться. Конечно, в центре города, у метро, в местах отдыха, наверное, следует отдать предпочтение кафе с какой-то «изюминкой» и акцентом на экологическую чистоту и безопасность продуктов.
Основной спрос в этом аспекте лежит в использовании продуктов без искусственных ароматизаторов и стабилизаторов кислотности. Особенно это касается мучных изделий и молочнокислых продуктов, и сегодня эта идея больше всего пользуются спросом у жителей крупных городов. Всегда интересен акцент на национальные кухни – самобытно, интересно и опять же экологическая чистота со ставкой на традиционные и хорошо забытые старые рецепты.
Рядом с большими производственными объектами, крупными поставщиками услуг, офисными зданиями, т. е. в деловой части города, очень выгодно открывать кафе с обычным полноценным питанием, а наличие первого блюда (суп, борщ, щи и т. д.) привлечет большое количество служащих в ваше заведение в дневное время. Естественно, следует продумать систему скидок, купоны постоянного пользователя, комплексные обеды до определенной цены. Например, комплексный обед 199 рублей, комплексный обед 259 рублей.
В вопросе, какое кафе открывать, следует ориентироваться не только на трафик естественного потока через территорию, на которой оно расположено. Цена на оборудование и аренду помещения зависит от того, будет ли горячий цех в кафе или в нем будут предлагать блюда из полуфабрикатов, разогретых или приготовленных в микроволновой печке.
К помещению для кафе есть свои требования: трехфазное напряжение (горячий цех) и промышленная канализация. Поэтому для такого заведения подойдет только помещение, разрешенное для предприятий общественного питания. Это самый большой минус ресторанного бизнеса, так как аренда помещений такого типа значительно дороже, чем помещений общего назначения. Поэтому будущее кафе следует разделить на три формата.
Малый формат – это фуд-корт. Обычно открывается такое кафе внутри якорного арендатора – крупный магазин, торговый центр. Возможно открытие фуд-корта площадью 25-30 кв. м внутри метро, подземного перехода.
Средний формат – обычно малое кафе площадью 80-100 кв. м, и преимущественно для приготовления еды используются полуфабрикаты. Такая площадь позволяет создавать кондитерские с большим ассортиментом кулинарных идей. Это наиболее типичный тип инвестирования для начинающего владельца малого бизнеса, с наименьшими рисками и достаточной доходностью.
Площадь кафе 100 кв.м. более рентабельно уже использовать для полноценного питания, с горячим цехом (в таком кафе можно разместить 20 посадочных мест).
Производственный раздел
Бизнес-план будущего кафе лучше написать и не только для того, чтобы получить кредит, но и чтобы четко осознавать объем инвестиций и предполагаемую доходность. Ниже приведен производственный и финансовый план кафе на 40 посадочных мест площадью 200 кв. м.
Подготовка разрешительных документов – СЭС (санитарно-эпидемиологическая станция), пожарная безопасность, организация ИП или ООО.
Оборудование
Общее оборудование – столы, стулья, стойка для бара, столы для кухни. Оборудования для приготовления и хранения пищи – варочные и жарочные панели, холодильники, микроволновая печь, гриль, посудомойка, посуда (включая ножи, дуршлаги, вилки и т. д.). В эту часть расходов следует отнести и предметы интерьера (телевизор, простые картины на стену).
Продукты
Продукты рассчитываются в зависимости от рецептуры блюд, которую надо составить заранее. Поставщиком продуктов должен быть только оптовик, и не желательно иметь одного оптового поставщика. Лучше работать с поставщиками по специализациям, например, молочные продукты, рыбные продукты, овощи, бакалея и т. д.
Персонал
Для обеспечения такого кафе в режиме работы с 11 до 23 часов понадобится 3 повара, 7 официантов и 2 кассира. Можно совместить должности кассира и официанта. Поваров лучше нанимать квалифицированных, а вот официантами могут работать люди без навыков. Если кафе предполагает продажу алкогольных напитков, желательно для контроля за обстановкой наличие охранника.
Выгодным маркетинговым ходом будет разработка собственной одежды для сотрудников, возможно простая модификация традиционной одежды для официантов. Но элементы дизайна вашего кафе как собственного бренда должны присутствовать в одежде.
Финансовый раздел
Расходы
- Аренда помещения – 100-150 тысяч рублей/месяц.
- Персонал 13 человек – 250 000 рублей/месяц.
- Оборудование (включая посуду) – 700 000 рублей (приобретается однажды). Возможно, у арендатора уже есть оборудование, тогда обычно оно входит в цену аренды.
- Реклама – 10 000 рублей в месяц.
- Закупка продуктов – первая 480 000, ежемесячная 220 000.
Итого для открытия кафе необходимо 1 550 000 рублей.
Доходы (без учета продажи алкоголя)
- Обед утром и днем – 250 рублей.
- Обед вечером – 350 рублей.
- Средняя загрузка при занятости 50 % мест – 100 человек.
Итого 30 000 рублей в день или 900 000 рублей в месяц.
Ежемесячная доходность такого кафе составит: 900 000 – (150 000 + 250 000 + 10 000 + 220 000) = 270 000 рублей/месяц.
Средняя окупаемость такого кафе составит 6 месяцев.