Прежде чем начать какой-либо бизнес, любой здравомыслящий человек обдумает все тонкости и нюансы, связанные с этим делом: экономическое содержание бизнеса, способы достижения намеченной цели, средства, необходимые для ведения своего дела. Именно поэтому планирование – это «фундамент» любой организации.
Во времена СССР планирование отличалось централизацией, то есть сверху предприятиям доводился обязательный к выполнению государственный план. Выпустив N-ное количество продукции, организация не искала рынки сбыта, товар просто отгружали по указанным сверху складам и магазинам. Шоковая терапия 90-х перевернула все с ног на голову, нет, правильнее будет сказать – расставила все на свои места. Основой построения бизнеса теперь стало самоуправление и самофинансирование, а это означает:
- Самый важный атрибут слов с приставкой само- – полная ответственность за все, что делается на предприятии. Ответственность за свою деятельность, ответственность перед поставщиками и покупателями, ответственность перед финансовыми организациями (банки, страховые компании) и, конечно же, государством (бюджет).
- Понимание, что прибыль – это основа основ, главный показатель успешности бизнеса, обеспечивающий экономическое и научное развитие предприятия.
- Осуществление перестройки или развития предприятия только за счет собственных средств.
Сущность бизнес-плана
Для планомерного и эффективного выполнения задач, стоящих перед любой фирмой, необходим документ, в котором будет четко изложена цель предприятия, приведены основные финансовые источники, направленные на достижение этой цели. Этим документом и является бизнес-план организации. Особенностью, отличающей его от других финансовых документов: планов социального или экономического развития – является его внешняя направленность. То есть бизнес-план можно представить еще как товар, который можно продать повыгоднее.
Срок, на который пишется этот документ, может быть совершенно разным, все зависит от направленности планирования. Рекомендуемым сроком является 3-5 лет (реже на год). Первый год расписывается помесячно, второй – поквартально, третий и последующие – на годовой период. То есть можно утверждать, что план вашего бизнеса содержит текущий и перспективный планы.
Для каких целей создается бизнес-план
Перед тем как ответить на вопрос, зачем бизнес-планирование необходимо, нужно четко определить задачи, с помощью которых организация собирается достигнуть поставленных целей. Эти задачи и являются основными целями бизнес-плана. Итак, бизнес-план разрабатывается для:
- создания совершенно нового предприятия;
- получения кредитных средств с целью пополнения оборотных активов предприятия (сырья, полуфабрикатов);
- получения кредитных средств с целью реконструкции производства, освоения новых технологий и выпуска совершенно нового вида продукции (услуги);
- дальнейшего совместного сотрудничества с какой-либо компанией;
- внутренних целей предприятия.
Из всего вышесказанного можно заключить, что план вашего бизнеса – это средство привлечения будущих инвесторов, партнеров, средство внутреннего контроля за деятельностью организации.
Основные требования к разработке бизнес-плана
Бизнес-план – это визитная карточка любой организации. Он должен обладать следующими качественными характеристиками:
- Изложение цели и плана ее достижения должно быть четким, простым и главное – понятным.
- Информация, на основе которой проводятся расчеты, обязана быть достоверной.
- Важная составляющая – достижимость цели и перспективность бизнеса.
- Все приведенные в бизнес-плане идеи должны быть обоснованы расчетами по эффективности мероприятий.
Объем документа зависит от нескольких факторов:
- размера организации;
- вида деятельности организации;
- рынков сбыта и наличия предполагаемых конкурентов;
- цели бизнес-плана (для внутренних нужд, для инвесторов или для партнеров);
- периода планирования.
Особых жестких требований-рекомендаций к составлению бизнес-плана не существует. Ни в одной стране нет четкой формулировки, что должно быть в этом документе. Если стоит вопрос, с чего начать, что конкретно писать в бизнес-плане – просмотрите в интернете его базовые варианты и на основе понравившегося составляйте необходимый для ваших нужд бизнес-план.
Структура бизнес-плана
Типовая структура, использующаяся как в нашей стране, так и за рубежом, следующая:
- Титульный лист. Включает в себя наименование организации, дату составления, время действия, предназначение.
- Краткая характеристика организации: реквизиты, Ф. И. О. руководителя, цели деятельности.
- Резюме: кратко об основных мероприятиях, указанных в этом бизнес-плане.
- Характеристика выпускаемого товара или услуги: цены, качество.
- Перечисление основных рынков сбыта: их количество, насыщенность.
- Главные конкуренты организации и их оценка: преимущества и недостатки, доля рынка, годовой объем продаж.
- Маркетинговый план. Стратегия маркетинга, система ценообразования, реклама.
- Производственный план. Затраты на совершенствование производства, использование мощностей предприятия.
- Организационный план. Схема управления, стимулирование персонала, состав подразделений, выполняемые функции подразделений.
- Юридический план. Учредительные документы, уставный фонд, количество обычных и привилегированных акций (при их наличии).
- Основные хозяйственные риски. Оценка ущерба от рисков, страхование.
- Финансовый план. Выручка от продажи, налоги, отчисления в фонды, бухгалтерский баланс.
- Приложения. Результаты проверок, мнения экспертов по осуществляемым предприятиям, сертификация, патенты.
В состав бизнес-плана совсем необязательно включать все эти пункты: некоторые из них (рынки сбыта, организационный план) можно исключить, некоторые пункты (рынки сбыта и конкуренты, производственный и организационный планы) можно совместить. Любой бизнес-план должен учитывать особенностям конкретной организации и четко освещать основные аспекты ее развития.
Специально для hqbusiness.ru Гладкая Алеся Владимировна