Что такое бизнес-план
Чтобы достичь успеха в любом деле, нужно планировать каждое свое действие. Аналогично происходит и в бизнесе. Для того чтобы получить желаемый результат и не потерять вложенные средства, при реализации нового инвестиционного проекта необходимо тщательно проработать и спрогнозировать развитие событий на всех его этапах. В рамках предынвестиционного планирования составляется такой документ, как бизнес-план.
Бизнес-план – это особый обобщающий документ, в котором содержится программа выполнения последовательности деловых операций, совершаемых в процессе организации нового бизнеса. Он содержит теоретическую информацию и практические данные о самом предприятии, его сфере деятельности, производимых услугах или товарах, рынках сбыта, маркетинговой политике, предполагаемом уровне эффективности производства.
Задачи бизнес-плана
Составление грамотного и полного бизнес-плана позволяет предпринимателю решить нижеприведенные задачи:
- определить цели предприятия, его стратегию, а также тактику реализации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- сформулировать оптимальные, четкие направления в деятельности компании, предпочтительные рынки сбыта и целевую группу потребителей;
- выявить потенциальную долю предприятия на целевом рынке или в его сегменте;
- разработать ассортимент предлагаемых услуг и товаров и охарактеризовать основные их показатели;
- определить объем потенциальных издержек производственного и непроизводственного характера;
- определить направления маркетинговой политики в области ценообразования, стимулирования реализации продукта, изучения освоенных и потенциальных рынков;
- определить оптимальный баланс между реальными возможностями предприятия и поставленными к реализации целям.
Многие предприниматели, особенно нижнего звена, считают бизнес-план необязательным. Вместе с тем, со знанием дела составленный документ будет хорошим подспорьем не только на начальном, но и на последующих этапах реализации проекта. Помимо решения задач предынвестиционного планирования, бизнес-план выполняет и определенные функции.
Функции бизнес-плана
Основными функциями документа являются:
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов,
- возможность оценки фактических результатов коммерческой деятельности компании в определенном периоде в сравнении с запланированными,
- возможность разработки ведущих концепций и реализации основных стратегий развития бизнеса в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Структура бизнес-плана
Вообще, сам по себе этот основополагающий документ не имеет жесткой структуры. В зависимости от особенностей организуемого предприятия, его структура может видоизменяться. Вместе с тем, согласно рекомендациям международных экономических институтов, оптимальная структура бизнес-плана должна вмещать следующую информацию:
- Цель организации проекта, его предназначение, среду реализации, законодательную базу.
- Основные маркетинговые данные, такие как потенциальные рынки сбыта, характеристики конкурентов, концепцию продаж, ценообразование, ассортимент выпускаемой продукции.
- Сведения о планируемых издержках (стоимость и обеспечение энергоносителями, оборудованием, сырьем, трудовыми и иными ресурсами).
- Сведения о локализации проекта с подробной характеристикой всех сопутствующих факторов (социальных, географических, климатических, политических, технологических и т. п.).
- Технологические данные (основные технологии производства, требуемое оборудование, смета строительных и монтажных работ).
- Сведения об управлении и кадрах предприятия (структурная схема управления, потребность и обеспеченность кадрами, графики подготовки и обучения персонала, режим работы, стоимость и условия труда).
- План реализации проекта (сроки строительства, монтажа и пуско-наладки технологических линий и оборудования, предполагаемый срок действия).
- Исчисление планируемых показателей эффективности коммерческой деятельности компании.
Данная информация структурируется по основным разделам бизнес-плана.
Разделы бизнес-плана
Все теоретические и практические данные заключены в следующие разделы:
- Резюме. В нем кратко описывается содержание документа.
- Краткий обзор будущей среды функционирования производства.
- Описание реализуемого проекта (информация о продукте, услугах, внедряемых инновациях).
- Производственный план (правовое обоснование, потенциал экономического, технологического и трудового характера, аспекты снабжения).
- Организационный план (аспекты финансирования, юридическое обоснование, схема управления).
- Финансовый план (прогноз уровня прибыли, движения финансовых потоков, безубыточности и т. д.).
- Маркетинговый план (комплексное исследование конкурентной среды, целевых потребителей, создание стратегий и концепций продвижения и продаж товара).
- Анализ и прогнозирование эффективности инвестиций.
- Пояснения и приложения к бизнес-плану (сметы, калькуляции, графики, фото, патенты, свидетельства, лицензии, уставы, проекты договоров и т. п.).
При разработке бизнес-плана следует помнить, что часть содержащейся в нем информации относится к разряду коммерческой тайны (уникальная бизнес-идея, технологические разработки, внутренние сведения предприятия), разглашение которой может нанести организации ощутимый урон.
Поэтому, как правило, при разработке делового проекта подготавливают несколько различных документов: небольшой проспект с основными тезисами, краткий план с детализацией всех составляющих и основной итоговый план, который используют уже непосредственно в процессе воплощения идеи.
В итоге, грамотно составленный и тщательно разработанный бизнес-план станет гарантией успешности любого коммерческого начинания.
Специально для hqbusiness.ru Biryta