Что такое франчайзинг

Суть понятия франчайзинг (франшиза) заключается в размножении успешного бизнеса. В этом процессе выделяются два основных участника:

  1. Франчайзер – лицо, предоставляющее франшизу.
  2. Франчайзи – соискатель (получатель) франшизы.

Франчайзинг предполагает предоставление одним лицом другому права использования своей торговой марки, элементов имиджа и рекламы, технологии ведения бизнеса, репутации, программного обеспечения, производственных секретов, а также других составляющих при осуществлении собственной коммерческой деятельности соискателя за определенный процент от прибыли (роялти), на условиях, определенных договором.

При этом франчайзер осуществляет всяческую поддержку франчайзи: финансовую, в налаживании контактов, в поисках источников поставки сырья, а также сбыта продукции. Покупка франшизы производится на основании специального договора (в законодательстве РФ – «договор коммерческой концессии») посредством уплаты получателем паушального взноса.

На сегодняшний день франчайзинг – признанная схема выхода на бизнес-рынок, начала предпринимательской деятельности с минимальным риском и капиталовложениями. Разработанная в середине 19 века Исааком Зингером, она получает все большее распространение в современном обществе.

Положительные аспекты франшизы

Рассмотрим основные достоинства франчайзинга.

Для франчайзи:

  • возможность начала собственного бизнеса с относительно небольшим стартовым капиталом;
  • возможность использования в своих целях репутации франчайзера посредством приобретения права на товарный знак;
  • гарантированная доходность предприятия;
  • обучение приемам ведения бизнеса по проверенным стандартам и схемам;
  • мгновенный выход предприятия на пик функциональности за счет отлаженности производственных процессов (механизмы запущены, контакты налажены);
  • поддержка со стороны франчайзера из-за личной заинтересованности в успешной работе франчайзи.

Для франчайзера:

  • максимизация возможностей развития бренда;
  • распространение влияния на новые территории (рынки);
  • успехи франчайзи положительно сказываются на деятельности корневой фирмы;
  • усиление своего статуса на рынке без нарушения антимонопольного законодательства;
  • дополнительное пополнение бюджета компании за счет оказания услуг франшиз- обладателю, а также взносов и выплат с его стороны;
  • возможность централизованного продвижения бренда;
  • минимальные инвестиции при построении сетевой конструкции своего бизнеса.

Оборотная сторона франчайзинга

Однако при детальном рассмотрении данного процесса, помимо достоинств, можно обнаружить массу отрицательных моментов.

Для франчайзи:

  • недостаточный уровень поддержки со стороны франчайзера;
  • жесткие ограничения самостоятельности и инициативы;
  • зависимость от стратегии франчайзера;
  • контроль деятельности;
  • необходимость выплаты роялти.

Для франчайзера:

  • меньшая величина получаемой прибыли в сравнении с собственным предприятием;
  • трудности контроля деятельности и отчетности франчайзи;
  • вероятность конкуренции со стороны обладателя франшизы в будущем;
  • снижение репутации одного франчайзи бросает тень на всех участников сети;
  • сложность вывода из системы франчайзи, которые не удовлетворяют запросам франчайзера.

Что дает франчайзинг потребителю

Несомненно, потребитель – важнейший элемент любого бизнеса, для которого франчайзинг имеет двоякое значение. С одной стороны, способствует увеличению уровня обслуживания и качества продукции, а также её территориальной доступности. С другой стороны, ограничивает конкуренцию в этом сегменте рынка, что приводит к сужению выбора и увеличению цены.

Специально для hqbusiness.ru Наумов Игорь

Добавить комментарий