Что такое франчайзинг
Суть понятия франчайзинг (франшиза) заключается в размножении успешного бизнеса. В этом процессе выделяются два основных участника:
- Франчайзер – лицо, предоставляющее франшизу.
- Франчайзи – соискатель (получатель) франшизы.
Франчайзинг предполагает предоставление одним лицом другому права использования своей торговой марки, элементов имиджа и рекламы, технологии ведения бизнеса, репутации, программного обеспечения, производственных секретов, а также других составляющих при осуществлении собственной коммерческой деятельности соискателя за определенный процент от прибыли (роялти), на условиях, определенных договором.
При этом франчайзер осуществляет всяческую поддержку франчайзи: финансовую, в налаживании контактов, в поисках источников поставки сырья, а также сбыта продукции. Покупка франшизы производится на основании специального договора (в законодательстве РФ – «договор коммерческой концессии») посредством уплаты получателем паушального взноса.
На сегодняшний день франчайзинг – признанная схема выхода на бизнес-рынок, начала предпринимательской деятельности с минимальным риском и капиталовложениями. Разработанная в середине 19 века Исааком Зингером, она получает все большее распространение в современном обществе.
Положительные аспекты франшизы
Рассмотрим основные достоинства франчайзинга.
Для франчайзи:
- возможность начала собственного бизнеса с относительно небольшим стартовым капиталом;
- возможность использования в своих целях репутации франчайзера посредством приобретения права на товарный знак;
- гарантированная доходность предприятия;
- обучение приемам ведения бизнеса по проверенным стандартам и схемам;
- мгновенный выход предприятия на пик функциональности за счет отлаженности производственных процессов (механизмы запущены, контакты налажены);
- поддержка со стороны франчайзера из-за личной заинтересованности в успешной работе франчайзи.
Для франчайзера:
- максимизация возможностей развития бренда;
- распространение влияния на новые территории (рынки);
- успехи франчайзи положительно сказываются на деятельности корневой фирмы;
- усиление своего статуса на рынке без нарушения антимонопольного законодательства;
- дополнительное пополнение бюджета компании за счет оказания услуг франшиз- обладателю, а также взносов и выплат с его стороны;
- возможность централизованного продвижения бренда;
- минимальные инвестиции при построении сетевой конструкции своего бизнеса.
Оборотная сторона франчайзинга
Однако при детальном рассмотрении данного процесса, помимо достоинств, можно обнаружить массу отрицательных моментов.
Для франчайзи:
- недостаточный уровень поддержки со стороны франчайзера;
- жесткие ограничения самостоятельности и инициативы;
- зависимость от стратегии франчайзера;
- контроль деятельности;
- необходимость выплаты роялти.
Для франчайзера:
- меньшая величина получаемой прибыли в сравнении с собственным предприятием;
- трудности контроля деятельности и отчетности франчайзи;
- вероятность конкуренции со стороны обладателя франшизы в будущем;
- снижение репутации одного франчайзи бросает тень на всех участников сети;
- сложность вывода из системы франчайзи, которые не удовлетворяют запросам франчайзера.
Что дает франчайзинг потребителю
Несомненно, потребитель – важнейший элемент любого бизнеса, для которого франчайзинг имеет двоякое значение. С одной стороны, способствует увеличению уровня обслуживания и качества продукции, а также её территориальной доступности. С другой стороны, ограничивает конкуренцию в этом сегменте рынка, что приводит к сужению выбора и увеличению цены.
Специально для hqbusiness.ru Наумов Игорь