Формы делового общения
В деле получения прибыли и развития бизнеса важен каждый элемент: качество продукции, совершенство технологии и оборудования, грамотный маркетинг и профессиональные кадры. Но важнее всех составляющих является умение налаживать экономические связи между субъектами хозяйствования, то есть между разного рода предприятиями, финансовыми и научными институтами.
Это умение освоить легко, если знать, как правильно нужно общаться со своими деловыми партнерами.
Суть делового общения
Деловое общение – очень сложное понятие. Ведь в процессе деятельности администрации предприятия, особенно если оно имеет выход на зарубежные рынки, приходится контактировать с представителями множества других организаций. В этих фирмах работают разные люди, со своими культурными и личностными особенностями, сложившейся системой традиций и ценностей.
В зависимости от ситуации бизнес-общение может выступать в различных формах: от краткого камерного монолога до полноценного публичного выступления, от отправленного делового письма до обширной видеоконференции. Благодаря деловому общению между всеми участниками рыночных отношений происходит оперативный обмен информацией, позволяющий принимать верные и приносящие прибыль решения.
Служебная коммуникация и обычное повседневное общение являются абсолютно разными вещами. В первом случае участники процесса передачи информации – это люди, имеющие определенный официальный статус. Сама процедура жестко регламентирована, вид, структура и содержание конечных данных должны отвечать утвержденным критериям и правилам.
Во время любого общения участники подразделяются на следующие типы: коммуникаторы (люди, доводящие сведения) и реципиенты (люди, принимающие переданную информацию).
Общая классификация
Все многообразие форм делового общения можно разделить на два основных класса следующим образом: устное и письменное деловое общение.
Устная форма делового общения
Предполагает передачу данных посредством прямой речи без использования каких-либо носителей. В свою очередь устное деловое общение можно разделить по виду передачи информации на две основных формы:
- Монологическая форма(коммуникатором является один человек) включает в себя:
- Приветствие (начало выступления).
- Продвижение (речь с рекламной окраской).
- Информирование (короткая речь со сжатой информацией).
- Доклад (одиночное выступление по ключевым вопросам).
- Диалогическая форма. Подразумевается наличие двух и более коммуникаторов (доводящих) и реципиентов (принимающих данные людей). Различные виды диалогического общения можно классифицировать следующим образом:
- Разговор – краткий обмен информацией, посвященный 1-2 темам.
- Интервью – краткий контакт со СМИ.
- Пресс-конференция – продолжительный обмен данными между бизнесменом и несколькими СМИ.
- Беседа – более продолжительный по времени контакт, сводящийся к подведению итогов или принятию решений.
- Дискуссия – обсуждение с деловыми партнерами спорных вопросов.
- Переговоры – обсуждение конкретных условий или позиций, направленное на заключение контракта или соглашения.
- Совещание – обмен данными между равноправными участниками деловых отношений, направленный на определение ключевых позиций по какому-либо вопросу.
- Виртуальное общение – выполняемое посредством видеосвязи, текстовых сообщений. Служит для оперативной передачи сведений без поправки на местоположение партнеров.
- Телефонная связь – живой диалог без включения символов невербальной коммуникации (жестов, мимики).
Письменная форма делового общения
Сюда относятся все материальные свидетельства деловой деятельности, то есть создаваемые для общения документы: письма, служебные записки, договоры, контракты, отчеты, приказы и распоряжения, протоколы, инструкции, доверенности и так далее.
Следует отметить, что с развитием технологий бизнес все чаще переходит не на прямое личное общение, а на опосредованное, осуществляемое при помощи современных средств связи. Например, очень часто международные партнеры предпочитают проводить видеоконференции, вместо того, чтобы приезжать лично. Очень большое количество документов оформляется в электронной форме, а не на бумажных носителях.
Деловое общение – это не статичное явление, а динамично развивающаяся и усложняющаяся дисциплина. И именно от того, насколько эффективно она будет усвоена, во многом зависит положительный исход любого дела.
Специально для hqbusiness.ru Biryta