Как составить бизнес-план

В принципе, бизнес-план можно считать фундаментом работы новой фирмы. Ни один уважающий себя банк, ни один серьезный поставщик или заказчик не вложит ни копейки в идеи, излагаемые с помощью листочка в клеточку и десяти пальцев. Да и самому предпринимателю нужно достаточно четко представлять, что именно он затевает. Существуют планы: производственный, сырьевой, маркетинговый, а также финансовый план, оценка потребностей в рабочей силе и степени риска.

Не все предприниматели в ладах с математическими выкладками. Можно прекрасно делать дамские прически или учить английскому языку – и при этом испытывать ужас перед составлением простенькой таблицы или сведения расчетов в общую строку. Многие начинающие бизнесмены обращаются к консультантам-финансистам, которые, получив все необходимые исходные цифры, представляют их в виде таблиц и графиков, аккуратно оформляют и выдают заказчику в готовом виде.

Но эту работу нужно хотя бы уметь оценить, указать на недочеты, попросить внести поправки. Для этого необходимо быть знакомым со структурой бизнес-плана. А там, глядишь, и страху убавится, и появится желание самостоятельно составить свой бизнес-план – собственно, кто знает ваш бизнес лучше, чем Вы?

Человека встречают по одежке, а документ – по обложке

В данном случае нужно сразу произвести положительное впечатление на того, кто будет знакомиться с планом. Для этого и пишется титульный лист: дата подготовки плана, сами слова «Бизнес-план», название фирмы в родительном падеже («Бизнес-план бани-сауны», скажем), ее реквизиты: адрес, почтовый индекс, телефон и факс, электронный адрес; затем можно добавить имя владельца фирмы и некоторые сведения о нем: электронный адрес, мобильный и обычный телефоны.

Обычно план составляется с конкретной целью: для…. («Центрросбанка», Центра содействия молодым предпринимателям и т. п.).

Добавление слов «Сведения разглашению не подлежат» – указание на то, что вы придумали что-то оригинальное и «застолбили» право на эту идею за собой. В случае спора доказательством вашего приоритета будет дата составления плана, их задним числом не пишут.

В самолете самое вкусное – внутри!

Именно это правило (взятое из лексикона людоедов, уж простите) раскрывает порядок ваших дальнейших действий.

  • Следующий лист – оглавление. Страницы нумеруются и проставляются.
  • Полагается вслед за оглавлением вставить резюме – то есть краткое изложение всего того, что последует за ним. Резюме пишется в последнюю очередь, но стоит впереди.

А теперь – по порядку.

  • История бизнеса (если он уже действует): когда открыт, чего достиг, каково положение на сегодняшний день.
  • Краткое описание производимой продукции или оказываемых услуг. У того, кто знакомится с бизнес-планом, должно складываться ясное представление, чем занята данная фирма.
  • Анализ рынка сбыта, достижений конкурирующих фирм, выбор формы конкуренции и обоснование ее позволяют понять, в правильном ли направлении движется фирма.
  • Далее в бизнес-план включаются расчеты производственного плана, финансового плана, рабочей силы, маркетинга, оценка риска.
  • Можно вкратце рассказать о планируемых исследованиях по профилю фирмы, это производит положительное впечатление.
  • Прилагаются образцы, фотографии, расчеты и графики, копии уже заключенных договоров, отзывы заказчиков – это как раз самое простое.

Если вы в состоянии справиться со всем этим самостоятельно, снимаю перед вами шляпу! Но даже для того, чтобы проверить правильность работы специалиста, нужно знать, как именно составляется бизнес-план.
Знание, как известно, – сила!

Специально для hqbusiness.ru Ирена Кассини

Добавить комментарий