Методы мотивации персонала
Из психологии и простого жизненного опыта известно, что человек, долговременно выполняющий одну и ту же работу, подсознательно устает от нее и снижает производительность. Для того чтобы избежать такого неприятного эффекта, и было придумано стимулирование сотрудников. При этом методы мотивации персонала могут быть совершенно разные и далеко не всегда экономические.
Методики разные – цель одна
В целом среди различных видов мотивации персонала вполне можно выделить несколько основных, наиболее эффективных методик, к которым и сводится все это разнообразие.
- Публичное признание большого вклада в работу коллектива и, как следствие, повышение статуса может выливаться в повышение оклада, но иногда это бывает просто новый отдельный кабинет, участие в интересной командировке или конференции. Но при присвоении нового статуса нужно быть очень осторожным, поскольку это может вызывать, наоборот, негативную реакцию, особенно если при этом расширяется круг функциональных обязанностей.
- Очень мотивирует система премирования за добросовестно выполненную работу. Но еще больше – нерегулярные и в некоторой степени неожиданные поощрения. Они могут не носить материального характера, но, выделяясь среди коллектива, человек старается лучше выполнять свою работу. Вся проблема здесь – справедливость и равномерное распределение таких поощрений.
- Всегда лучше поощрять человека в присутствии других работников, а предъявлять претензии, кроме случаев, предусмотренных законодательством, с глазу на глаз. Причина – демонстрация положительного отношения намного эффективнее и благожелательно воспринимается окружающими.
- Любое поощрение или взыскание должно быть немедленным и справедливым, в этом случае они будут иметь эффект. В свою очередь работник будет чувствовать, что любые его действия контролируются, а за достижениями последует немедленное вознаграждение. Ни в коем случае нельзя обещать награду и не давать ее или даже просто задерживать, в этом случае эффективность работы персонала резко снижается.
Наказание наказанию рознь
Никуда не денешься, и наказание тоже является мощным рычагом мотивации персонала любой компании, производства или учреждения. Для того чтобы оно дало положительный результат, нужно придерживаться нескольких простых правил.
Главное – определение цели наказания или взыскания. Как правило, это недопущение действий, которые могут принести вред бизнесу владельца компании. То есть руководитель должен твердо усвоить – наказание не может быть местью за какие-то личные взаимоотношения, оно должно возвести непреодолимый барьер, который не даст повторно совершать вредные для компании манипуляции. Максимальное наказание, которое может применить работодатель, – увольнение человека, в более тяжелых случаях нужно обращаться в правоохранительные органы.
Наказание должно в полной мере соответствовать нарушению. В уставе или другом установочном документе желательно предусмотреть все виды наказаний, которые не нарушают действующее трудовое законодательство. При этом работнику нужно подробно объяснить, за что и как он наказывается, для того чтобы он сделал правильные выводы. Материальное взыскание приемлемо в случае нанесения серьезного материального ущерба предприятию, который можно перевести в денежный эквивалент. В большинстве случаев вполне достаточно разговора с подчиненным, для того чтобы его работа наладилась.
Как наградить сотрудника?
Нужно понимать, что если цель любого наказания – избегание неудач в дальнейшем, то применение поощрения для мотивации персонала вызывает стремление к повышению результатов в работе. К наиболее распространенным типам материальной мотивации можно отнести премии за достижение поставленной цели. Они устанавливаются в каждой компании отдельно и являются той планкой, преодолев которую, человек получает фиксированное вознаграждение. Иногда устанавливаются специальные денежные вознаграждения за владение необходимыми на данный момент навыками.
Современные компании часто мотивируют своих сотрудников к ведению здорового образа жизни, например, отказ от курения или отсутствие больничных на протяжении некоторого периода поощряются дополнительной надбавкой к зарплате. И это не альтруизм, здоровые люди работают более продуктивно, а убытки от частых «перекуров» гораздо выше, чем доплаты за отказ от сигарет.
Очень важный рычаг мотивации – наличие в компании правильной социальной политики. Для этого необходимо давать социальные льготы и гарантии, прописанные в соответствующих документах. Причем льготы, контролируемые государством, такие как страхование, выплаты по временной утрате трудоспособности, утраты места работы и прочие, должны подкрепляться дополнительными выплатами из собственных фондов компании.
Специально для hqbusiness.ru Д. Полежай