Повышение мотивации персонала
Чтобы сотрудники любой компании обретали уверенность в своих силах для новых свершений, необходима правильная и своевременная мотивация персонала. Для ее повышения процесс поддержки со стороны руководства должен быть непрерывным и промежутки между различными типами стимулирования не должны быть слишком велики. Человек обязательно должен реализовывать свою природную потребность в самоутверждении, тогда он постоянно будет идти вперед, усиливая команду, которой принадлежит.
Правила эффективного мотивирования
Для эффективного повышения мотивации персонала нужно соблюдать определенные правила, которые позволят оптимизировать процесс работы в этом направлении:
- Признание вклада в общий проект любого из его участников. Это позволяет каждому человеку получить соответствующий статус в коллективе, мотивируя его для дальнейших свершений. В то же время лишение человека подобного статуса может восприниматься очень болезненно.
- Существенно повышают мотивацию неожиданные поощрения, в то время как прогнозируемые воспринимаются как сам собой разумеющиеся, и их эффект притупляется.
- Поощрения должны преобладать над наказаниями. То есть отсутствие поощрения уже должно восприниматься как наказание и стимул к действию. А материальное наказание уместно только при нанесении прямого материального ущерба компании.
- Все виды поощрений должны быть конкретными и безотлагательными. Только в этом случае можно достигнуть положительного эффекта. Это могут быть мелкие суммы или знаки отличия, но давать их нужно как можно чаще. Ни в коем случае нельзя не выдать обещанного вознаграждения, ничто так не расхолаживает персонал, как несвоевременность поощрительных действий со стороны руководства.
Реакция коллектива на мотивацию сотрудников
При работе с персоналом нужно четко усвоить некоторые особенности психологии коллектива, которые помогут сохранить его целостность и взаимное уважение, несмотря на награждение одних и взыскание с других его членов.
Крупные и редкие награды всегда вызывают у окружающих зависть и желание «подсидеть» счастливчика. Это ухудшает психологический климат в коллективе, создает благоприятную почву для конфликтов и склок. А вот частые и небольшие по размеру вознаграждения не вызывают такого эффекта. И работнику приятно, и коллектив воспринимает это нормально. Это связано с тем, что каждый член коллектива понимает: в скором времени он может оказаться на месте премируемого.
Крайне нежелательно на протяжении долгого времени выделять одного сотрудника, поскольку это вызовет отторжение со стороны коллектива. Лучше распределять поощрения более равномерно. Логика в этом есть: те, кто долгое время находятся на вершине, не показывают впечатляющей динамики роста, а во втором эшелоне обязательно найдутся такие люди – вот их лучше и мотивировать.
Приемы повышения мотивации персонала
Каждое предприятие или учреждение, как правило, самостоятельно вырабатывает пакет стимулов для своих сотрудников. Но есть набор типовых мотивационных приемов, которые гарантированно сработают в любой структуре при условии разумного их применения:
- повышение в должности – позволит не только укрепить материальное положение, но и повысит авторитет работника среди персонала, а также позволит более полно раскрыть его творческий потенциал;
- предоставление доли в бизнесе – это очень крупное поощрение, которое применяется только за внесение и реализацию особенно прибыльных проектов;
- материальное вознаграждение – наиболее распространенное поощрение, с подробным разъяснением, за что именно оно предоставлено;
- льготное страхование, оплата расходов на обучение, кредит с пониженной ставкой – все эти методы относятся к социальным формам повышения мотивации и порой могут быть гораздо эффективнее прямых выплат;
- устная благодарность – не относится к материальной мотивации, но поднимает статус работника в глазах коллектива, что в результате может стать отличным стартом для повышения.
Грамотное применение способов повышения мотивации персонала позволит избежать разного рода наказаний и взысканий. Это значит, что существенно снизится текучесть кадров и опытные работники будут оставаться на своем посту, постоянно повышая свой профессиональный уровень. А это верный путь к успеху для любой компании.
Специально для hqbusiness.ru Д. Полежай