Правила делового общения
Деловое общение предполагает взаимодействие между людьми, направленное на решение определенных научных, производственных и карьерных задач. То есть, в отличие от личностного общения, цель этого взаимодействия находится за пределами беседы. Если мы внезапно прерываем отношения с деловым партнером, то потери несут обе стороны. И очень часто причиной такого разрыва является пренебрежение правилами делового общения и этикета.
Деловое общение и бизнес
Ни одна бизнес-модель не может успешно развиваться без взаимодействия с другими участниками рынка. Различные договоры и соглашения между субъектами бизнеса заключаются практически ежедневно – это естественный процесс. Но заключению любой крупной или мелкой сделки предшествует длительный или скоротечный этап переговоров. «Успех» или «неуспех» этого процесса зависит от множества факторов как объективного (экономического), так и субъективного (личностного) характера. И очень часто в роли «последней капли», определяющей результат, выступают этика и правила делового общения между партнерами.
Огромное количество взаимовыгодных соглашений не заключается по причинам личностного характера. Вроде бы и с «экономикой» все в порядке, и все юридические тонкости учтены, и условия сотрудничества оптимальны и выгодны, но договор не подписан, а обе компании несут убытки.
Одно дело, когда «Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», тогда и «челяди» дружить не пристало. Но когда выгодная сделка срывается из-за несоблюдения правил делового общения и возникшей при этом неприязни между «переговорщиками» – это уже проблема, которую игнорировать нельзя. Персонал любой компании требует обучения не только в части выполнения своих непосредственных обязанностей, но и в области делового этикета.
Вот три основных правила общения, соблюдение которых поможет значительно повысить успешность деловых переговоров:
- в каких бы отношениях вы ни находились с партнером по переговорам, деловая этика пересмотру не подлежит – вежливость, лаконичность и четкость изложения мысли или предложения спасли множество безнадежных соглашений;
- подготовьтесь – изучите партнера и общайтесь с ним на его языке, заранее знайте, когда можно уступить, а когда необходимо проявить жесткость, но не забывайте при этом о вежливости и необходимости показать заинтересованность в собеседнике и его мнении;
- будьте компетентными.
Это только общие положения, которыми необходимо руководствоваться во всех случаях. Но приемы и методы их применения могут существенно различаться в зависимости от вида взаимодействия.
Деловое общение не ограничивается ведением официальных переговоров. Это может быть общение с клиентами или партнерами по телефону, попытка продать какой-то товар потенциальному покупателю, общение с коллегами, подчиненными и начальниками. Все это требует творческого подхода и несколькими пунктами не описывается.
Правила деловой этики и карьера
Наверное, многие из вас наблюдали такую ситуацию, когда два сотрудника, выполняющие практически одинаковые задачи и равные по способностям и уму, имеют совершенно разные карьерные перспективы. А все дело в поведении и корпоративной этике. Один полностью вписывается в коллектив, а другой смотрится в нем как «белая ворона» и не может наладить отношения ни с коллегами, ни с начальством. Очень часто это проистекает не от характера, а просто от того, что человек не знает, что «можно», а что категорически «нельзя» – его никто и никогда этому не учил.
А ведь одно необдуманное слово может разрушить все перспективы служебного роста, как, впрочем, и наоборот. Так что искусство владения собственной речью может существенно повысить ваши шансы и перспективы.
- Говорите разборчиво – если вашему собеседнику приходится напрягаться, чтобы понять, о чем вы говорите, то вряд ли он дослушает вас до конца.
- Избегайте монотонности.
- Не частите, но и не говорите слишком медленно.
- Используйте в разговоре и короткие, и длинные фразы. Не перегружайте речь трудными для восприятия оборотами.
- Правильно формулируйте вопросы, чередуйте предполагающие развернутый ответ с теми, на которые можно ответить одним словом.
- Умейте слушать собеседника.
- Перед тем как начать беседу, тщательно продумайте последовательность изложения или освещения материала.
Подводя итог всему сказанному, нельзя не упомянуть и о том, что итоговый результат любого делового взаимодействия зависит не только от соблюдения правил делового общения и корпоративной этики, но и от личностных качеств человека. Каждый из нас имеет свою модель поведения, иногда она универсальна и подходит практически в любых обстоятельствах, но такое бывает редко.
Задача руководителя – выбрать для проведения переговоров такого сотрудника, который не только знает эти правила, но и максимально соответствует характеру предстоящего общения. А переговоры могут быть самыми разноплановыми. В этой статье затронуты лишь самые общие моменты.
Специально для hqbusiness.ru Trantor