Разделы и структура бизнес-плана

Ни один уважающий себя бизнесмен не начинает работу, не прикинув положение на рынке, свои возможности, необходимость в кредитах, планируемый оборот капитала, статьи расходов и возможную прибыль. Грамотно составленный бизнес-план часто служит основой для переговоров о сотрудничестве с другими организациями, с потенциальными поставщиками и потребителями, с сотрудниками банка, в котором намечено получить кредит, в организациях, занимающихся помощью начинающим бизнесменам или поддерживающих малый и средний бизнес. С цифрами в руках гораздо легче доказать, что предприятие, планируемое вами, реально и может стать доходным.

Многие начинающие бизнесмены обращаются к консультантам-финансистам, которые, получив все необходимые исходные цифры, сводят их в некоторое число таблиц, аккуратно оформляют и выдают заказчику в готовом виде. Как проверить качество их работы? Как попытаться самому составить бизнес-план хотя бы в черновике?

Глаза боятся, а руки делают!

Давайте попробуем – не боги горшки обжигают.

Стандартный бизнес-план начинается с титульного листа. На нем принято размещать: заголовок, срок подготовки плана, название фирмы и ее основные данные (адрес, телефон, факс), к которым может быть добавлено имя бизнесмена и дополнительные телефоны, его личные (стационарный и мобильный).

Если план подготовлен по заданию банка, центра поддержки или иной конкретной организации, это тоже указывается на титульном листе: для такого-то…

Идея бизнеса может быть достаточно стандартной (магазин, кафе, фитнес-центр), а может быть и оригинальной (предположим, круглосуточно работающий плавательный бассейн или фирма по выпуску новых компьютерных программ). Если идея оригинальна, то в титульный лист следует дописать пункт «Содержащиеся в документе сведения разглашению не подлежат» – тем самым владелец предприятия фиксирует своё юридическое право на данную идею.

После титульного листа следует оглавление. Здесь требуется только умение грамотно сформулировать пункты бизнес-плана и графически правильно оформить оглавление как таковое. Естественно, страницы документа должны быть пронумерованы и номера страниц в оглавлении следует обязательно сверить еще раз с реальными номерами страниц, потому что допущенные здесь опечатки могут снизить общее впечатление от документа.

Далее следует резюме. Нужно уметь на одной-двух страницах кратко изложить перспективность бизнеса и его производственные возможности. Поэтому резюме пишется обычно после того, как составлены остальные пункты.

Если предприятие уже действует и речь идет о его расширении, нужно следующим пунктом сделать историю бизнеса (рассказать, когда он был основан, каких успехов удалось добиться как в плане получения прибыли, так и в смысле расширения клиентуры).

А теперь – самое главное

В основной части бизнес-плана обязательно должно быть сделано описание производимой продукции или оказываемых услуг. Не всегда нужно углубляться в детали, но у читающего бизнес-план должно складываться ясное представление, чем занята данная фирма.

Полную ясность в положение дел вносят анализ рынка сбыта, достижений конкурирующих фирм, выбор формы конкуренции и обоснование ее.

После того как настоящее положение производства описано, нужно показать его перспективность, продуманность и шансы на успех: в бизнес-план включаются расчеты производственного плана, стратегии маркетинга, рабочей силы, а также оценка риска и финансовый план.

Если в фирме запланировано проведение исследовательских работ, следует приложить план исследовательских работ и этапы апробации новой продукции.

И наконец…

К бизнес-плану могут (и должны!) быть приложены чертежи, фотографии образцов продукции, бухгалтерский отчет за последний год (если фирма действовала ранее и баланс ее положителен), одобрительные отзывы от уже имеющихся заказчиков и любые другие документы, способные убедить партнера по переговорам в серьезности вашего предприятия и наличии долгосрочной перспективы сотрудничества.

Удачи вам и вашему бизнесу!

Специально для hqbusiness.ru Ирена Кассини

Добавить комментарий