Разработка бизнес-плана
Бизнес-план – это документ, в котором содержится информация, дающая представление о предполагаемом или имеющемся бизнесе. Данные бизнес-плана включают в себя такие пункты, как:
- сведения о товаре или услугах, оказываемых фирмой;
- описание производственного процесса;
- маркетинговая политика;
- рынок сбыта;
- источники финансирования.
В каких случаях возникает необходимость написания бизнес-плана? Этот документ необходим и начинающему предпринимателю, рассчитывающему получить кредит для открытия собственного дела, и владельцу действующего бизнеса, стремящемуся расширить производство путем привлечения инвесторов.
Но ошибочно было бы думать, что бизнес-план необходим только для демонстрации потенциальным кредиторам, этот документ можно рассматривать и как важный элемент внутрифирменного планирования, который позволяет разработать программу мероприятий и проконтролировать ее исполнение.
Структура бизнес-плана
В зависимости от цели, которая ставится при написании бизнес-плана, варьируется его структура и содержание, естественно, что документ, подготовленный для производственных организаций и для компаний, оказывающих услуги, будет сильно отличаться. Но тем не менее можно выделить основные разделы и остановиться на их рассмотрении более подробно:
- резюме,
- раздел маркетинга,
- рынок сбыта,
- план производства,
- финансовый план.
Резюме
Этот раздел бизнес-плана представляет «выжимку» всей информации, что содержится в остальных пунктах, именно поэтому резюме составляется в последнюю очередь. От резюме зависит, будет ли инвестор продолжать читать бизнес-план или нет, и чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление на своих деловых партнеров, следует уделить особое внимание формулировке целей, задач и основных идей проекта бизнеса.
В этом разделе следует отразить специфику деятельности предприятия, объем производства за год, затраты на выпуск готовой продукции, указать, какая категория населения является потенциальным потребителем товаров, также необходимо перечислить источники финансирования проекта и основные показатели деятельности организации (прибыль за год, остаток денежных средств, рентабельность).
Грамотно составленное резюме может использоваться и как самостоятельный документ в качестве инвестиционного предложения, рассылаемого возможным партнерам по бизнесу.
Раздел маркетинга
Маркетинговая политика фирмы очень важна для ее развития, поэтому в бизнес-плане важно показать действия, которые собирается предпринять руководство для того, чтобы товар или оказываемая услуга нашла своего покупателя.
Для инвесторов следует подробно пояснить:
- Как информация о начале продаж вашей продукции будет доведена до клиентов.
- В каком объеме вы готовы финансировать продвижение продукции или услуг.
- Каким образом будет осуществляться реализация товара.
Рынок сбыта
В этом разделе стоит подробно остановиться на целевой аудитории: домохозяйки или офисные работники, пенсионеры или молодежь. Немаловажную роль играют точки продаж: для «спальных» районов характерны одни товары и услуги, а для кипящего жизнью офисного центра – другие. Для анализа нужно составить четкий портрет потребителя, за основу берутся и личные наблюдения, и опросы, проведенные через интернет и на улице, и информация из СМИ.
Также нужно проанализировать преимущества и недостатки фирм-конкурентов. Для этого определите, кто является конкурентом, оказывая такие же услуги или продавая аналогичные товары, каков уровень цен на них, какие преимущества имеются у их продукции. Попытайтесь узнать, каким образом конкурирующие организации расширяют клиентскую базу и как развивается их бизнес: уменьшается или увеличивается ассортимент товаров, растут ли объемы производства, а также определите преимущества вашей продукции перед продукцией фирм-конкурентов.
Производственный план
В зависимости от выбранного вида деятельности необходимо составить описание производственного оборудования, в том числе и оборудования для торговли, указать, у каких поставщиков будет закупаться сырье, имеется ли опыт работы с этими партнерами. В производственном плане описывается не только наличие оборудования, помещений и сырья, но и режим работы предприятия, и технология производства.
Составляя описание производственных помещений, нужно упомянуть их местонахождение, уточнить, находятся ли помещения в собственности или взяты в аренду, в последнем случае следует указать условия аренды.
Также важным пунктом является описание затрат на сырье и материалы, инвесторам необходимо составить полное представление о перечне используемого сырья, графиках его поставок и условиях хранения. Главное – это обоснование финансовых затрат на производство, поэтому при разработке бизнес-плана необходимо, наряду с ценами, указать нормативы расхода сырья и нормы естественной убыли.
Финансовый план
В этом разделе в единое целое сводится вся информация о финансовых потоках предприятия, перечисляются источники финансирования (личные средства учредителя, инвестиции, кредит, лизинг, субсидии государства), составляется смета затрат и определяются сроки реализации проекта.
В том случае, если одним из источников финансирования бизнес-проекта будут кредитные средства, необходимо составить график погашения задолженности, эта информация пригодится при последующем составлении финансового бюджета.
Также в финансовом плане отражается информация о выбранной системе налогообложения и о перечне уплачиваемых налогов. Для того чтобы выбрать наиболее выгодный вариант налогообложения, необходимо на основании плановых данных о затратах и выручке рассчитать суммы налогов к уплате, после этого проанализировать полученные суммы и выбрать либо общую систему налогообложения, либо ЕНВД или УСНО.
Разработка финансового плана предприятия включает в себя план возможных прибылей (убытков), который составляется в помесячной разбивке для первого года деятельности. В этом разделе прогнозируются доходы и расходы, которые будут получены от реализации продукции, а также указывается и чистая прибыль либо же чистый убыток.
Специально для hqbusiness.ru Сизова Ольга