Тепличный бизнес

Земля – это наша матушка-кормилица. Даже в самом крупном мегаполисе с трудом можно найти человека, у которого (или у его родственников) нет в собственности какого-нибудь кусочка земли: дачи или дома в деревне.

Для кого-то жизнь в сельском доме или посещение любимой дачи в пригороде превращается в кошмар наяву: все подоконники в рассаде, затем забитый под завязку маленький душный автобус или старенькое авто, бесконечные ряды картошки и колорадские жуки, отсутствие удобств и кусачие комары. Только от одного воспоминания обо всех прелестях непрекращающейся борьбы за урожай у большинства из нас нехорошо заноет сердце.

Конечно, вопрос с земельным участком возле дачи или загородного дома можно решить радикально – сровнять все под красивый зеленый газон и приезжать туда исключительно на шашлыки. А ведь родные 6-10 и даже 15 соток вполне способны превратиться в нечто большее, чем место для семейного отдыха. Они могут стать плацдармом для создания собственного, причем достаточно прибыльного дела.

Каким же образом создать прибыльное дело? Очень легко – путем организации на этом земельном участке тепличного бизнеса. Практика и личный опыт многих садоводов-огородников показывают, что для удовлетворения собственных потребностей средней семьи в свежих овощах и для ежегодного пополнения запасов всяких разносолов вполне хватает куска земли размером в 3 или 4 сотки.

Если участок больше, то часть урожая остается невостребованной и просто-напросто уходит в компостную яму. Поэтому лучше потратить свои силы и использовать земельный надел с большей пользой – выращивая сельскохозяйственную продукцию на продажу.

Преимущества и недостатки тепличного бизнеса

Как и любое другое собственное дело, тепличный бизнес имеет свои преимущества и вместе с тем несет в себе определенные риски.

Преимущества:

  • Минимальный стартовый капитал. Если в собственности имеется земельный участок, то список расходов будет включать в себя только покупку теплицы, посадочного материала, удобрений и садовых инструментов.
  • Минимальный объем необходимых для сопровождения бизнеса документов. Первоначально для реализации готовой продукции потребуется лишь документы, подтверждающие ее «дачное» происхождение. Далее, по мере развития бизнеса, лучше оформить себе статус индивидуального предпринимателя либо открыть фермерское хозяйство.
  • Быстрая окупаемость (до года). Все понесенные затраты (если не было капитальных вложений типа строительства теплицы) окупаются к концу вегетационного периода, то есть уже осенью.
  • Сравнительно небольшой объем работ. Основная нагрузка приходится на весну (предпосевная подготовка, посадка семян и рассады) и осень (уборка плодов, подготовительные работы к зиме). Все остальное время – это регулярный полив, удобрение, прочий уход за растениями и постепенный сбор урожая.
  • Отсутствие необходимости получать специфические знания, так как требуемый опыт садовода и огородника в большинстве случаев уже имеется.

Недостатки:

  • Большая зависимость итоговых результатов (урожая) от погодных условий и прочих факторов. Растения являются живыми организмами, и ожидать от них запрограммированного стабильного результата не приходится даже в тепличных условиях. Где-то что-то подморозило или пересушило, где-то по недосмотру распространилась болезнь или просто не хватает солнца из-за дождливого лета, и в итоге готовой к продаже продукции оказывается меньше ожидаемого количества.
  • Большая доля ручного труда. При всем желании основную часть рабочих процессов автоматизировать нельзя. Ухаживать за растениями, собирать готовые культуры, упаковывать приходится вручную. Поэтому одной из самых затратных статей, при условии использования наемного труда, будет заработная плата работникам. А если бизнес осуществляется силами семьи, то тогда изрядно поработать придется всем ее работоспособным членам.
  • Скоропортящаяся продукция. И цветы, и овощи с рассадой, да и вообще любая продукция растительного происхождения очень быстро теряет товарный вид. Поэтому, если нет условий для ее надлежащего хранения в охлаждающих установках, приходится заботиться об оперативном сбыте. Например, оптовикам. Само собой разумеется, по оптовым, ниже рыночных, ценам.

Основные культуры

Обычно начинающие бизнесмены занимаются выращиванием скороспелых и, как следствие, более рентабельных растений. В числе лидеров находятся зеленые культуры, такие как лук-выгонка, листовые салаты, петрушка, укроп, базилик. Также очень часто растят редис, огурцы, цветы (луковичные на выгонку, розы и т. д.), различную рассаду. В южных районах выгодно заниматься тепличным производством растений рода пасленовых, таких как помидоры, сладкий и острый перец, баклажаны.

Выбор культур для выращивания зависит от многих факторов: качественных характеристик земельного участка, климатических условий, конъюнктуры рынка. Вполне понятно, что в северных районах будет невыгодно растить теплолюбивые розы. Также, например, не стоит пытаться выращивать тепличные огурцы, если этим делом уже занимается основная часть населения поселка. Свою продукцию будет тяжело продать по хорошей цене из-за высокой конкуренции. Лучше всего остановить свой выбор на других культурах.

Если в пределах доступности имеется рынок, то можно выращивать зелень, редис и самому продавать их в розницу. В пору весеннего авитаминоза тот же лук-выгонка или молодой укропчик расхватывают как горячие пирожки. Также неплохо выращивать рассаду и саженцы массовых (томатов, перца) и штучных культур (редких сортов цветы, кустарники).

Объем вложений

Как уже отмечалось выше, при наличии земельного участка, остальные расходы не так уж и велики. Единственное уточнение: в случае если бизнес планируется всерьез, а не в качестве эпизодической подработки, стоит озаботиться строительством одной-двух капитальных теплиц из поликарбоната. А это достаточно затратное мероприятие. Хотя при выращивании зелени можно ограничиться и примитивной пленочной тепличкой.

Таким образом, приблизительная (в зависимости от объемов производства) смета расходов будет выглядеть так:

  1. Одна капитальная теплица из поликарбоната размером 3 х 2 х 4 метра с монтажом – 15-19 тыс. руб. (около 10-14 тыс. руб. сама теплица и 4-7 тыс. руб. монтаж).
  2. Садовый инструмент – до 5-10 тыс. руб.
  3. Оборудование (система вентиляции, полива и удобрения, мойка) – от 5 до 20 тыс. руб. за комплект.
  4. Сертифицированный посадочный материал приобретается в зависимости от объемов производства (от одной тыс. до 10 тыс. руб.). На семенах не стоит экономить, так как от их качества зависит и качество готовой продукции. Не рекомендуется использовать собственноручно выращенные семена, так как каждое новое поколение растений теряет свои сортовые признаки и вырождается.
  5. Удобрения и химикаты – от 2 до 20 тыс. руб.
  6. Заработная плата – минимум 90 тыс. руб. на одного работника за рабочий сезон (6 месяцев).
  7. Дополнительные расходы (отопление, освещение, упаковка и т. д.) – 10-20 тыс. руб.

Однако на самом начальном этапе, когда речь идет о выращивании овощей в собственной теплице на даче или возле частного дома, объем вложений может составлять и 5 тыс. руб., и даже меньше, если все необходимое уже было приобретено ранее.

В завершение статьи хочется дать совет начинающим бизнесменам – не стоит бояться совершать как первые, так и последующие бизнес-шаги. Большинство фермеров не хотят переходить от индивидуального предпринимательства к организации частного предприятия, мотивируя это возрастающим объемом ответственности.

Но все кажется сложным только в начале, и, не давая своему бизнесу переходить на качественно более высокий уровень, предприниматель способствует его стагнации и постепенной утрате конкурентоспособности. То есть не дает ему развиваться и приносить своему владельцу еще большую прибыль.

Стоит быть немного смелее, и любое начинание станет успешным!

Специально для hqbusiness.ru Biryta

Добавить комментарий