Типовой бизнес-план
Начиная собственное дело, бизнесмены малой и средней руки, как правило, находятся в стесненных финансовых условиях. Ведь большинство из них предпочитает открывать дело на свои кровные деньги, по старинке или в силу страха и предубеждения перед банками, не рассматривая вопрос кредитования.
Вместе с тем привлечение заемных средств может значительно ускорить процесс становления и развития бизнеса. Чтобы добиться инвестирования со стороны внешних источников, предприниматель должен доказать жизнеспособность своего делового проекта.
Каким образом это можно сделать? Очень просто, распланировав все расходы и спрогнозировав поведение нового предприятия в ближней и дальней перспективе. То есть предприниматель должен точно знать, на каком промежутке времени и этапе своего развития его фирма должна достигнуть определенного уровня тех или иных экономических показателей.
Основной документ, интересующий потенциальных инвесторов при решении вопроса о выделении финансовых средств, – это бизнес-план – полное описание всех процессов, необходимых для организации нового бизнеса. В этом документе содержится информация о самом инвестиционном проекте; о той среде, в которой он реализуется; необходимом объеме разноплановых ресурсов, требуемых для его создания; а также прогнозные сведения о его развитии после запуска.
Структура типового документа
Типовой бизнес-план обычно содержит в себе следующее:
- Титульный лист документа. Здесь отражены данные о наименовании предприятия, месте его локализации, юридическом адресе, контактах. Кроме того, указаны исполнители разделов, краткая суть проекта и дата его утверждения.
- Резюме. Это пара страниц, содержащих максимально сжатую информацию об инвестиционном проекте. Обычно этот текст не перегружен какими-то математическими выкладками и расчетами. Он служит целью сразу привлечь, «зацепить» внимание потенциального спонсора.
- Информация о предприятии. Здесь описывается само будущее предприятие. Дублируются данные о наименовании, учредителях и собственниках организации, среде ее существования, позициях на рынках.
- Информация о предлагаемом продукте. В этом разделе дается полная характеристика запускаемого в производство товара. То есть описываются его потребительские свойства, возможная клиентура, доля рынка, которую он сможет занять.
- Маркетинговая часть. Тут приводятся результаты предварительных маркетинговых исследований, предназначенных для прогнозирования востребованности товара потребителями. Также в этом разделе формируются основные положения сбытовой политики, дается характеристика главных конкурирующих предприятий и ассортимента выпускаемых ими товаров.
- Производственная часть. Если специфика предприятия предполагает организацию реального производства, то в этой части приводятся все требуемые расчеты и сметы для его создания. Разъясняются принятые технические решения, дается технико-экономическое обоснование необходимых действий, приводятся схемы управления процессами, расстановки оборудования.
- Кадровая часть. Ее редко выделяют в отдельный раздел, чаще всего объединяют с организационной частью. Здесь рассчитывается потребность в персонале и приводятся требуемые для него характеристики: уровень образования и квалификации, пол, возраст, личностные качества. Также приводятся данные проведенных исследований рынка труда в отношении этих позиций. Кроме того, указывают планируемый фонд оплаты труда.
- Организационная часть. При объединении с вышеуказанным разделом, содержит всю информацию о кадрах, структуре управления предприятием, а также сведения о численном и квалификационном составе всех отделов и подразделений. Из теоретических данных приводят информацию о владельцах и форме собственности, составе уставного фонда, освещают основные принципы и методы управления.
- Финансовая часть. Здесь приводятся приблизительные сметы расходов по всем пунктам реализации проекта.
- Прогнозирование рисков. В этом разделе описываются все возможные риски потерь, связанные как с внутренним, так и внешним воздействием. Предлагается комплекс предупредительных мер, которые могут максимально нивелировать их.
- Приложения. Каждое утверждение бизнес-плана или приведенная в нем цифра должна быть подтверждена соответствующими документами. Поэтому в этом разделе находятся все сопутствующие делу бумаги: сертификаты, лицензии, спецификации, контракты, характеристики, сводки и т. д.
В заключение хочется отметить, что канонической структуры бизнес-плана как таковой не существует. Его структура и содержание напрямую зависят от специфики открываемого бизнеса.
Самостоятельно, не имея соответствующего образования и опыта, составить бизнес-план достаточно тяжело. Для этого лучше привлечь грамотных специалистов, которые смогут учесть все нюансы инвестиционного проекта и составить предложение и план, которые вызовут интерес у инвесторов.
Специально для hqbusiness.ru biryta