Управление малым бизнесом
Управление любым процессом представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение поставленного результата. Именно эффективность управления является одной из основных составляющих успеха любого предприятия, и малый бизнес далеко не исключение. Наоборот, здесь каждый предприниматель должен быть одновременно и маркетологом, и менеджером, и экономистом, и юристом – причем одновременно.
Управленческий успех в малом бизнесе
В силу того, что мелкое предпринимательство имеет множество разнообразных форм, управление малым бизнесом – процесс многогранный. Здесь нужно учитывать размеры предприятий, в том числе численность работников, виды предлагаемых товаров или услуг, организационную структуру и другие моменты.
Современный предприниматель не добьется успеха, если он не сможет правильно принимать решения, планировать, а затем анализировать полученные результаты, организовывать и контролировать работу, стимулировать хороших работников. Это те же принципы, по которым строится работа в крупных корпорациях, но для их реализации они содержат значительный штат сотрудников, а вот в малом бизнесе все это приходится делать самому владельцу или наемному менеджеру.
Малое предприятие – большие проблемы
На небольших предприятиях или фирмах, где число работающих людей не превышает двадцати человек, чаще всего владелец отказывается от освобожденных руководящих сотрудников. Все управление процессом, включая бухгалтерский учет, производится на самом простом уровне, что порой снижает эффективность работы. А вот предприятия, на которых работает хотя бы около семидесяти человек, просто не смогут нормально функционировать без грамотного управленческого отдела, который будет заниматься кадровыми, финансовыми и технологическими вопросами.
Структурирование управления
Стремясь к расширению бизнеса и развиваясь, предприниматели увеличивают численность сотрудников своих предприятий. И здесь они сталкиваются с серьезной проблемой. Если число работников достигает ста человек, руководить предприятием можно только создав систему. Личный контроль или помощь специально обученных сотрудников не принесет нужного эффекта.
Именно поэтому владельцу приходится, обеспечивая управление малым бизнесом, создавать дополнительную структуру, которая будет заниматься исключительно управлением. Это позволит ему сосредоточиться полностью на предпринимательской деятельности, а штат грамотных управленцев обеспечит контроль работы предприятия, поддерживая высокое качество предлагаемых товаров или услуг. Это наиболее эффективный стиль управления малым бизнесом, который позволяет в самые сжатые сроки перевести его на более высокий уровень.
Работа с персоналом – залог успеха
Современный предприниматель обязательно должен обладать навыками эффективного управленца для того, чтобы добиться успеха. Если он попытается замкнуть все управленческие функции на себе, ему как минимум придется самостоятельно:
- отвечать на телефонные звонки;
- работать со счетами и накладными, производя оплату;
- вести учет финансов, включая все обязательные выплаты;
- обеспечивать своевременную поставку производственных материалов;
- организовывать и контролировать производственный процесс;
- следить за ходом выполнения заказов;
- рекламировать свои товары или услуги.
Это только минимальный перечень вопросов, которые придется решать предпринимателю, а поэтому первым делом грамотный управленец позаботится о том, чтобы каждый сотрудник четко знал свои обязанности, и будет своевременно стимулировать добросовестных работников.
Знание психологии поможет правильно подойти к проблеме стимулирования. Например, некоторых людей интересуют только деньги, а есть и такие, от которых невозможно добиться отдачи без морального стимула. Кроме того, нужно четко видеть цели и перспективы, которые строят перед предприятием, и тогда его ожидает успех.
Специально для hqbusiness.ru Дмитрий Полежай